Тукай был в Купербаше

2 ноября 2018 г., пятница

Тукай был в Купербаше

Недавно в газете «Республика Татарстан» (номера от 20, 27 сентября и 4 октября) была напечатана статья Рауля Мир-Хайдарова  «Последняя любовь поэта», посвященная неизвестным фактам из жизни Габдуллы Тукая 1911–1912 годов. «В Интернете в соцсети у меня есть страничка, где помещен рассказ «Станция моего детства». И вдруг мне, опять же из-за упоминания о Мартуке, приходит письмо, которое, наверное, будет интересно всем татарам – оно касается личной жизни Тукая. Привожу письмо без комментариев – точнее и яснее, чем там, не скажешь. Письмо проверено-перепроверено, нашлись и фотографии людей, о ком идет речь, даже их могилы. Есть одна неверная деталь о кумысе – Тукай приезжал в Купербаш на козье молоко», – пишет автор.  

Письмо прислал Рамиль Шерланов.

«Эту удивительную историю рассказала мне моя бабушка (по маминой линии).

Случилось это приблизительно в 1912 году. Жили они тогда в деревне Купербаш Арского уезда Казанской губернии. Отец (мой прадед) был зажиточным крестьянином, мать (моя прабабушка) – домохозяйкой. Прадед был набожным, добропорядочным и образованным, строгим, но справедливым человеком. Наверное, поэтому был избран старостой деревни. У бабушки была старшая сестра, которую звали Амина. Она была очень красивой, скромной и трудолюбивой восемнадцатилетней девушкой. Амина всегда помогала маме по хозяйству.

В эту деревню часто приезжал из Казани известный татарский поэт Габдулла Тукай. У него была чахотка (туберкулез легких), и последние годы жизни по рекомендации врачей он лечился кумысом в Казахстане, а затем в Татарстане. Кумыс кобылиц, которых содержал мой прадед, был самым лучшим в Казанской губернии. Амина всякий раз подавала Габдулле Тукаю чашу со свежим кумысом. Он пил кумыс, долго говорил с ней, при этом очень пристально смотрел на нее и, уходя, всегда благодарил. Поэт тогда был очень бледен и худ, но черты его лица оставались тонкими, красивыми. Он был достаточно прилично одет: на нем были темный сюртук, костюм с жилеткой и тюбетейка».

Они полюбили друг друга с первого взгляда. Дело дошло до того, что однажды Габдулла Тукай попросил ее руки у ее отца. Но он отказал ему: не захотел отдавать дочь за неустроенного человека.

Амина после революции вышла замуж за красноармейца Багаутдинова и уехала с ним в город Мартук Актюбинской области Казахстана, где родила ему двух дочерей. Сейчас в Мартуке живут ее внуки, правнуки и праправнуки. «Амина до конца своей жизни не забывала свою первую любовь – Габдуллу Тукая, читала и перечитывала его стихотворения и тихо плакала. Моя бабушка говорила мне, что у Габдуллы Тукая есть стихотворение (названия не помню), которое поэт посвятил Амине», – говорится в письме.

Я с большим интересом прочитал эту статью. Во-первых, каждое воспоминание, касающееся Габдуллы Тукая, имеет ценность, во-вторых, Купербаш для меня, как родная деревня. И не только потому, что я являюсь зятем этой деревни. Когда начал работать в Арске, я долгие годы ездил на работу через Купербаш. До Купербаша возвращался на автобусе, а потом пешком преодолевал 4 километра до Курайвана.

Однажды в сильную метель мы на автобусе доехали до Купербаша, и Фарит Хабибуллин позвал меня к себе. «Я тебя никуда не отпущу, поедем к нам», – сказал он. Тогда еще был жив и его отец Нурулла абый (я запомнила его аккуратным, бородатым дедушкой). Фарита абый знала давно, он часто приезжал в нашу деревню собирать шкуры КРС. Его брат Мидхат Нуруллин долгие годы работал заведующим заготконторой, был очень хорошим человеком. Его супруга Марьям апа долгие годы руководила отделом ЗАГС. Я до сих пор помню задушевные песни  в ее исполнении, их передавали и по республиканскому радио.

Прочитав эти статьи, в моей душе возобновились такие воспоминания. Сейчас в этом доме в Купербаше живет супруга Фарита абый Дания апа. Мидхата абый и Фарита абый уже нет в живых, пусть земля им будет пухом.

– Я пришла в этот дом невесткой в 1966 году, – рассказывает Дания апа. – Амина апа каждый год приезжала в гости (она умерла в 1976 году). Они с папой часто разговаривали о Габдулле Тукае. Они жили в двухэтажном доме, и мой свекровь, и ее отец были забойщиками. Позже один этаж дома разобрали и оставили одноэтажным. Вот эта часть была пристроена к  дому в 1922 году.

Дочери Амины апа Фаузия и Марзия также часто приезжали в Купербаш, они обе похоронены на Купербашском кладбище. Могила Амины апа в Мартуке.

Сегодня доказать документально приезд великого поэта Габдуллы Тукая в Купербаш, ее встречу с Аминой  уже невозможно. Но, как говорится, без ветра листья не колышутся.

На этом месте я решил обратиться к заместителю директора историко-этнографического музея Шафигулле Гарипову:

– В деревне Каенсар Атнинского района, хранящем следы Габдуллы Тукая, жили отец матери поэта Бибимамдуды Зиннатулла, сводная сестра Бибисазида и зять Ахметсафа Хабибуллины, их дети, – сообщил он.

24-летний выпускник Казанского медресе, уроженец Кутурнаса (эта деревня была объединена с Купербашем) Ахметсафа женился на дочери имама Училей Зиннатуллы семнадцатилетней Бибисазиде. Ахметсафа был голубоглазым, приветливым, открытым парнем с каштановыми волосами. Сначала он работал самоварщиком у одного Казанского богача, затем поступил в медресе. После окончания медресе работал учителем. В деревню приехал жениться и сосватал вторую дочь Зиннатуллы хазрет Бибисазиду. 19 декабря 1895 года Ахметсафу Хабибуллина назначили муллой Каенсара.

«Свадьба моего отца Ахметсафы и матери Бибисазиды состоялась в Училях во время схода. Обряд никаха совершил мой дед Зиннатулла, он же заполнил документы о заключении брака. На свадьбу из Кырлая привезли и любимицу матери Габдуллу, который некоторое время гостил у них. После свадьбы папу назначили муллой в деревню Каенсар и они переехали. Они подарили жизнь семерым детям: Габдулвагапу, Бибимасруре, Уммухание, Султанахмету, Фатимабике, Нурдиде и мне», – пишет в своих воспоминаниях их младшая дочь Аклима.

Где бы ни жил, Габдулла Тукай никогда не забывал Каенсар. Всегда писал письма проживающим в этой деревне своей любимой тете Сазиде и зятю Ахметсафе, слал их детям приветы.

«Однажды, когда из Кыр-лая поехал в Учили (лето 1894 года), когда вы еще были молодоженами, помните, я зашел в вашу комнату, где молодые должны были остаться одни и выпил чашку чая, но в силу своей юности я тогда ничего не понял. Моя любимая тетя! Я никогда не забуду твою доброту. После смерти матери в доме деда, когда все отстранились от меня, ты одна относилась ко мне по-человечески», – говорится в письме Габдуллы, адресованном Сазиде, написанном 30 июня 1903 года из Уральска.

 Следующее письмо Габдулла начал со слов: «Шлю привет самому уважаемому, самому отзывчивому зятю и надеюсь на ваше благословение. И, конечно, шлю привет моей любимой и уважаемой тете Бибисазиде…»

Как видно из писем, Габдулла очень любил и уважал Сазиду и ее супруга, считал их своими близкими родственниками.

После возвращения в Казань Габдулла с целью пройти призывную комиссию должен был вернуться в родные края, заодно решил заехать и в деревни, связанные с его детством. Обновил гардероб, купил гостинцы для родных и близких. Ведь он возвращается в родные ему места через 12 лет, он уже не тот мальчишка, а начинающий татарский поэт. В душе он ждал встречи с друзьями детства в Кошлауче, Кырлае, мамой Зухрой,  а в Каенсаре – с «белым ангелом» – тетей Сазидой.

В начале октября 1907 года по дороге в Большую Атню, куда он ехал пройти призывную комиссию, Габдулла заехал в Каенсар, к тете Бибисазиде и зятю Ахметсафе, привез им гостинцы.

Возможно, на родине поэт гостил примерно 10–12 дней. Завершив дела в Большой Атне, он приехал к Сазиде апа, но, сколько бы его не уговаривали остаться еще на несколько дней, он, сославшись на срочные дела, уехал в Казань. При прощании Сазида апа подарила ему шерстяные варежки и валенки.

Родная сестра отца Габдуллы Мухамметгарифа Бибифаиза  Шамсутдинова (1838–1922) примерно в 1870-е годы вышла замуж за Залялетдина Шамсутдинова (1837–1922) из Верхней Масры. Его супруг Залялетдин мулла был очень бедным, жил на пожертвования от населения. По этой причине Бибифаиза не смогла взять сироту Габдуллу в свою семью. Тогда она написала письмо своей сестре Газизе Гусмановой, которая вышла замуж за богатого торговца в Уральск. В своем письме она сообщила, что Габдулла остался сиротой и живет у чужих людей, просит ее усыновить мальчика. Известно, что, когда Галиаскар и Газиза привезли Габдуллу из Кырлая в Уральск, к ним в гости с сыном Габдрахманом поехала и Бибифаиза.

Когда Тукай вернулся из Уральска в Казань, он посетил места, связанные с его детством. Заехал ив Верхнюю Масру к Фаизе апа с Залялетдином муллой.

Когда вернулся в родные края, Габдулла Тукай был в Кошлауче, Училях, Новом Кырлае. Возможно по дороге из Училей в Верхнюю Масру или обратно, он заехал и в родную деревню зятя Ахметсафы Кутурнас.

Ильяс Фаттахов

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика