Решение Верховного суда

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань 7 августа 2018 года

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,

при секретаре Д.Р. Нуреевой,

с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан С.М. Перфильева,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Арское МСО» к Совету города Арск Арского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующими в части Генерального плана муниципального образования «город Арск», утвержденного решением Совета города Арск от 1 февраля 2017 года № 55, Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Арск», утвержденных решением Совета города Арск от 29 ноября 2012 года № 58 (в редакции решения от 2 марта 2018 года № 83),

УСТАНОВИЛ:

решением Совета города Арск Арского муниципального района Республики Татарстан от 1 февраля 2017 года № 55 утвержден Генеральный план муниципального образования «город Арск».

Данное решение опубликовано вместе с Генеральным планом на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://arsk.tatarstan.ru и на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.

Решением Совета города Арск от 2 марта 2018 года № 83 изложены в новой редакции Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Арск», утвержденные решением Совета города Арск от 29 ноября 2012 года № 58.

Это решение с новой редакцией Правил землепользования и застройки опубликованы на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://arsk.tatarstan.ru, а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.

Общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Арское МСО» обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующими Генерального плана муниципального образования «город Арск», утвержденного решением Совета города Арск от 1 февраля 2017 года № 55, в части установления на карте функциональных зон в границах земельного участка с кадастровым номером .... нескольких функциональных зон, Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Арск», утвержденных решением Совета города Арск от 29 ноября 2012 года № 58 (в редакции решения от 2 марта 2018 года № 83), в части установления на карте градостроительного зонирования в границах земельного участка с кадастровым номером .... территориальной зоны многоквартирной жилой застройки средней этажности (Ж3).

В обоснование требований административный истец ссылается на то, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует нормам градостроительного законодательства.

ООО «Арское МСО» является арендатором названного земельного участка. В соответствии с Генеральным планом муниципального образования «город Арск» земельный участок с кадастровым номером .... одновременно находится в пяти функциональных зонах, а согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «город Арск» этот земельный участок расположен в территориальной зоне, не соответствующей функциональной зоне Генерального плана. Отнесение земельного участка одновременно к нескольким функциональным, и иной территориальной зоне, для которых действуют различные градостроительные регламенты, по мнению административного истца, нарушает право ООО «Арское МСО», на использование предоставленного ему в аренду сроком на 49 лет земельного участка в соответствии с его назначением.

В судебном заседании представитель административного истца Д.В. Талипов административное исковое заявление поддержал.

Представители Совета города Арск Арского муниципального района Республики Татарстан А.Ф. Мухаметова, Л.Г. Сагитова административный иск не признали.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки поселения.

Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 20 части 1 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан».

Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 1 части 1 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности подготовку и утверждение документов территориального планирования поселений.

Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в муниципальном образовании «город Арск» Арского муниципальном районе является Совет города.

На основании статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, статей 22, 23 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ Совет города Арск был вправе принять нормативный акт об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Арск».

Во исполнение требований статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, статей 24, 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации по проекту Генерального плана муниципального образования «город Арск» 28 января 2017 года проведены публичные слушания, назначенные постановлением Совета города Арск от 28 декабря 2016 года № 8.

По проекту решения о внесении изменений, изложении в новой редакции Правил землепользования и застройки публичные слушания, назначенные постановлением Совета города Арск от 18 декабря 2017 года № 5, были проведены 21 февраля 2018 года.

Указанные постановления Совета города Арск и заключения, составленные по результатам публичных слушаний, опубликованы на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://arsk.tatarstan.ru.

Таким образом, оспариваемые нормативные акты приняты Советом города Арск в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данных нормативных правовых актов, введения их в действие, в том числе правил опубликования.

Обращаясь к доводам административного истца о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует нормам градостроительного законодательства, суд приходит к следующему.

Как следует из Карты функциональных зон Генерального плана муниципального образования «город Арск» в действующей редакции, земельный участок с кадастровым номером .... одновременно располагается в пяти функциональных зонах: жилой зоне застройки малоэтажными жилыми домами, зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, зоне главной улицы, зоне рекреационного назначения, зоне озеленения специального назначения. Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Арск» в действующей редакции указанный земельный участок находится в границах территориальной зоны многоквартирной жилой застройки средней этажности (Ж3).

Пунктом 1 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что территориальное планирование как вид градостроительной деятельности направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Тот же кодифицированный нормативный акт устанавливает, что функциональное назначение территорий определяется функциональными зонами, которые устанавливаются документами территориального планирования, в том числе генеральным планом городского поселения (пункт 5 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23).

Генеральный план городского поселения, утверждаемый муниципальным правовым актом, не должен противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации, в том числе основным принципам законодательства о градостроительной деятельности (часть 4 статьи 3, часть 13 статьи 24).

Статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации к таким принципам относит обеспечение устойчивого развития территории на основе территориального планирования и градостроительного зонирования и планировки территории, осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункты 1, 4).

Суд соглашается с доводом административного ответчика о том, что Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского поселения в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории.

Как следует из абзаца первого пункта 3.1.5 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года № 150 (далее - Инструкция), применяемой на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации, генеральные планы муниципальных образований определяют стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18, пунктом 1 части 7 статьи 23, частями 1 и 5 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского поселения предполагает его реализацию в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории, принятия решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, выполнения мероприятий, предусмотренных программами, утвержденными органами местного самоуправления.

Исходя из положений части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимо учитывать первичность генерального плана муниципального образования перед правилами землепользования и застройки.

Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 34 и части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, абзаца одиннадцатого пункта 3.1.5 Инструкции следует, что территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

В соответствии с положениями частей 9 и 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации положения Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Арск» в части установления на карте градостроительного зонирования в границах земельного участка с кадастровым номером .... территориальной зоны многоквартирной жилой застройки средней этажности (Ж3) должно соответствовать документам территориального планирования, в том числе границам и содержанию функциональных зон, установленных генеральным планом муниципального образования.

Вместе с тем Правила землепользования и застройки в этой части входят в противоречие с Генеральным планом в части нахождения того же земельного участка в пяти функциональных зонах, при этом территориальная зона многоквартирной жилой застройки средней этажности (Ж3) не соответствует ни одной из них.

С учетом изложенного отнесение Генеральным планом муниципального образования «город Арск» земельного участка с кадастровым номером .... к нескольким функциональным зонам, а также установление на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Арск» в границах этого земельного участка территориальной зоны многоквартирной жилой застройки средней этажности (Ж3), осуществлено без учета требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, и нарушает названные выше принципы законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты до вынесения решения суда применялись и на их основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать их недействующими в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Арское МСО» удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу

Генеральный план муниципального образования «город Арск», утвержденный решением Совета города Арск от 1 февраля 2017 года № 55, в части установления на карте функциональных зон в границах земельного участка с кадастровым номером .... нескольких функциональных зон;

Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Арск», утвержденные решением Совета города Арск от 29 ноября 2012 года № 58 (в редакции решения от 2 марта 2018 года № 83), в части установления на карте градостроительного зонирования в границах земельного участка с кадастровым номером .... территориальной зоны многоквартирной жилой застройки средней этажности (Ж3).

Настоящее решение суда подлежит опубликованию на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://arsk.tatarstan.ru в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья Э.С. Каминский

Справка: решение принято судом в окончательной форме 10 августа 2018 года.

docx
Скачать текст
DOCX, 22.3 Кб

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International