Как сердце все выдержало?!

23 октября 2020 г., пятница

Встреча с Халидой Асхадуллиной из Ашабаша потрясла меня до глубины души. За полгода она похоронила шестерых близких ей людей.

 Удивительно, сколько боли и горя может вместить в себя сердце человека. Создание семьи с нелюбимым человеком, развод, воспитание в одиночку троих детей, безработица, нехватка денег… Около трех часов мы разговаривали с Халидой. Даже дома я еще долго не могла прийти в себя.

Она родилась в деревне Татарская Айша Высокогорского района в многодетной семье. Девушка, которая не привыкла просить у родителей денег, в 14 лет устроилась на работу на ферму. Она мечтала заработать деньги, купить одежду и уехать в Казань. Она так и сделала, уехала в город, поступила учиться на швею. Но вскоре училище закрылось, но Халида не растерялась, переехала в Арск и продолжила учебу.

– Когда училась на 2 курсе, меня выдали замуж за незнакомого человека. У меня остался любимый человек, с которым мы встречались 4 года. Он был из Ашабаша. Но родители были против наших отношений, – начала рассказывать Халида. – Однажды я поехала в Сарай-Чекурчу на свадьбу подруги. Там познакомилась с парнем. Точнее, мы просто танцевали вместе. На следующий день он с братом приехал в нашу деревню, искал меня. Оказывается, я ему понравилась, и он хочет жениться. Я думала, что приехал брат, и выбежала им навстречу. Они отправились к папе. Папа сразу договорился с ними. Моего согласия никто не спрашивал. В субботу они приехали на никах. Я растерялась. На вопрос муллы: «Согласная ли я выйти замуж?» ответила не я, а мой родственник. Я плакала и плакала.

Вот так Халида переехала в деревню Большая Елга Рыбнослободского района. На свет появились двое детей. Но здесь ее ждала невыносимая жизнь.

– Муж пил, ревновал, бил. 3 месяца пролежала в больнице с нервным расстройством. Чтобы я не смогла позвонить родителям, спрятал телефон. Перед его приходом с детьми уходила в огород. Там была скирда соломы. Неделю с детьми ночевали там. Утром, когда муж уходил на работу, ходили домой согреться. Был ноябрь. Выпал снег. Стояла холодная погода. Я нашла телефон и позвонила мужу сестры. На следующий же день он приехал. Взяв с собой только документы, я решила уехать с ним. Вернулся муж. «Уходишь?» – спросил он. «Да, не хочу, чтобы ты убил меня. Я хочу жить. Ради своих детей», – сказала я. Тогда мне было 27 лет. Нас приютила семья сестры. 6 детей, сестра, ее муж, родители и.. я с двумя детьми 3, 5 лет. Через два дня устроилась в ателье совхоза «Бирюли». Но заработная плата была небольшая. Вскоре узнала, что моих детей дома унижают. Дети сестры держали их даже в подполе. Устроилась дояркой, потому что обещали дать комнату в красном уголке фермы. Очень поддержали коллеги. И дети обрадовались.

Но через 2 месяца за ней приехал муж. Просил прощения. Женщинам достаточно одного ласкового слова. И Халида забыла обо всех обидах. Да и нелегко было одной тянуть лямку жизни. Решила еще раз испытать счастье. Но…

– Устроился на работу. Мы арендовали квартиру. Но все разрушила водка. Однажды он взял меня за косу и начал душить. На крики детей выбежали соседи… Больше я его не впустила, – сказала Халида. – Тогда я получила сотрясение мозга. На работу не смогла выйти. Продукты закончились. Неделю голодали. Снова добрые люди протянули руку помощи. Одна доярка принесла треугольники. Выписали талон. Купили продукты. Одна женщина пригласила в Казань на завод, где она работала. Работа была тяжелая, мужская. Работали и в ночную смену. А куда деваться? Детей оставляла дома одних. Правда, мне разрешили звонить им время от времени. И руководители оказали большую поддержку. Чтобы было ближе, арендовала квартиру в Чепчугах. Жизнь стала налаживаться. Работала 6 лет, стала слесарем-универсалом. Но… палец попал в станок. Долго заживал. Попала под сокращение.

Потом Халида работала сторожем в дачном поселке. Но на этой работе было опасно для детей. Особенно зимой. Одна. Устроилась пельменщицей в кафе. Только заболел ребенок и попал в больницу, хозяину кафе это не понравилось. Она устроилась в другое кафе. Заболела мать. Халида была вынуждена вернуться в деревню.

– В деревне узнала, что в Качелино дояркам предоставляют жилье. Поехала. Разместили в фермерский домик. Обещали, что за электричество не придется платить. Это тоже хорошо. Дети пошли в Качелинскую школу. И мне помогали. Когда мы жили в Качелино, умерла мама, – рассказывает Халида. – Тогда один знакомый предложил поехать в общество «Агрокомплекс «Ак Барс». «Не мучай себя за такую зарплату. Там тоже предоставляют жилье», – сказал он. Мне нечего терять, решила ехать. С двумя детьми без копейки в кармане поехала. Выделили дом. Даже предоставили право выбора. Руководитель хозяйства Шайдулла Салахов выплатил аванс, распорядился, чтобы в магазине в долг дали продукты. На ферме всегда справлялся о делах.

Но беда нашла ее и здесь. В один из дней ей позвонили из полиции. «Нам принесли телефоны вашей сестры и племянницы. Когда ехали домой, машину, где они находились, сбила электричка и протащила несколько метров. И водитель, и ваши родные погибли». «Почему все это случилось со мной, почему?» – плакала молодая женщина. Она взяла себя в руки и поспешила в деревню.

– Я приехала в деревню, но их тела к тому времени еще не успели привезти. Но успели приехать из отдела по опеке и попечительству. Хотели забрать троих несовершеннолетних детей сестры в детский дом.  Собралась вся деревня. Все плакали. Я сказала, что не отпущу детей, что возьму их себе. Ведь это дети моей родной сестры. У нас одна кровь. Как я могу допустить, чтобы их отправили в детский дом. И Шайдулла Имамович пообещал помочь, – говорит Халида. – Но и здесь возникли трудности. Во-первых, дети не хотели уезжать из деревни. Соседка это поняла и настроила детей против меня, сказала, что я хочу забрать их только из-за денег. Она оставила их у себя. Даже не дала им общаться с нами. Папу, 19-летнего сына сестры, брата-инвалида, отслужившего в Чечне, я забрала к себе. Руководитель хозяйства пообещал помочь с работой.

Но… Судьба порой бывает настолько строга. Почему на плечи одного человека Аллах посылает столько испытаний?

– Брат сломал ногу. Папа перенес инсульт и умер. В доме произошел пожар, и брат с племянником погибли. От брата осталась горсть кожи, от племянника – одни кишки. Мы похоронили лишь их останки, – со слезами вспоминает Халида ханум. – Как все это выдержать? Скажите, как?

Сдержать слезы было невозможно. К ней выбежал младший сын и протянул воду. «Все для тебя, мамочка», – сказал ребенок в ответ на благодарность матери. Халида сквозь слезы обняла сына.

– Еще в 5 классе я сочиняла стихи. Мои стихи печатались и в газетах. После всего, что мне пришлось пережить, вновь взяла в руки перо. Все свои переживания излагала в стихотворных строках, нашла в них утешение, – сказала Халида. – Недавно в социальных сетях нашла свою первую любовь, с которым не встречались с 1997 года. Чтобы убедиться, он ли это на самом деле, отправила ему сообщение. Ответил через неделю. На следующий день приехал. После моего замужества, решив отомстить мне, женился. Но детей не было, развелись. Затем сошелся с женщиной старше него на 25 лет. После нашей встречи он остался у нас. Наконец, судьба повернулась ко мне лицом. Я была счастлива. Рядом любимый человек, дети. Муж принял их, как своих. Узнав о моей беременности, обрадовался. Но я чуть не потеряла своего будущего малыша. На работе меня забодала телка. К счастью, плод не пострадал. После случившегося муж увез нас в свой отчий дом. Через два дня позвонил мулла деревни. «В ваш дом ударила молния, случился пожар. Звоню, чтобы узнать, успели ли вы уехать», – сказал он. Аллах спас нас от смерти!

В Ашабаше они сначала жили с родителями мужа, родился ребенок. Потом на средства материнского капитала купили старый дом. Жизнь стала налаживаться. Но ненадолго.

– На муже было много кредитов. Начали названивать коллекторы. Его зарплату забирал банк. Выяснилось, что дочь его жены на машине моего мужа въехала в киоск. Узнав, что за это придется заплатить штраф в 250 тысяч рублей, муж потерял дар речи. «Как мне содержать семью?» – пришел он за советом к отцу. Но не нашел выхода из ситуации. Эх, если бы он посоветовался со мной. Это было 6 июня 2014 года. Все шли на Сабантуй, а мы в это время хоронили мужа, – рассказывает Халида. – Я снова осталась одна с тремя детьми. Старшему было 11, среднему – 8 лет, а младший вовсе остался 4-месячным. После его смерти я 6 лет жила на лекарствах. Друзей, родных не осталось. Тогда мне очень помогла секретарь комиссии по делам несовершеннолетних районного исполнительного комитета Лилия Завялова. Она стала для меня светом в окошке. Лилия помогла оформить все полагающиеся выплаты. Я ей очень благодарна, – сказала моя собеседница. – Начала ремонтировать дом. Добрых людей на свете много, я в этом убедилась. Спасибо, мне разрешили платить по частям. Приносили все необходимое для дома. По недорогой цене покупала и б/у вещи. Чтобы возить детей, купила машину в кредит. Жизнь нелегкая, но мы стараемся. Старший ребенок окончил училище, работает на стройке, другой учится в педагогическом колледже. Только сама в одно время поддалась, ноги не слушались. Видимо, от нервов. От лекарств разболелся желудок. Не могла есть. Полгода не спадала температура. Ходила по больницам. 6 сентября текущего года перенесла сложную операцию. Удалили камни из желчного пузыря. К счастью, осталась жива.

… Халиде сейчас надо восстанавливаться после операции, а для этого нужны дорогостоящие лекарства, лечение. Только где взять нетрудоспособной женщине, всю жизнь сводящей концы с концами, столько денег? Она нуждается в помощи отзывчивых людей.

 

Гульсина Закиева

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International