Так предначертано судьбой…

23 октября 2020 г., пятница

В этом году мы можем выяснить судьбы многих из наших земляков, пропавших без вести на войне.

Когда начались выясняться судьбы наших земляков, пропавших без вести в Великой Отечественной войне, я заполнил и отправил председателю клубной ассоциации «Боевая слава» Михаилу Черепанову четыре анкеты с данными интересовавших меня односельчан.

Двое из них касаются братьев моей мамы Замали и Альтафа. Мама часто рассказывала о них. Дед Салахи был зажиточным крестьянином (его два дома, расположенных друг против друга, сохранились до наших дней), поэтому сначала его не приняли в колхоз. «Братья пришли домой и заплакали», – рассказывала мама. Но через некоторое время их приняли, большая семья и там работала на совесть. В 1935 году уродился богатый урожай (10,2 центнера с гектара, до 1962 года – рекордный показатель). На трудодни выдали целые возы зерна. «От радости мы плакали всей семьей», – вспоминала мама.

Когда пришла повестка, дядя Замали с 6-месячной дочкой Анисой на руках обошел весь Курайван. Каждый раз, как представляю себе эту картину, мое сердце разрывается на части.

От дяди Замалия пришло всего одно письмо: «Наш поезд бомбили, теперь лежим в болоте среди камыша…»

Он погиб в январе 1943 года в Кировском районе Ленинградской области. Эту весть сообщили ее дочери Анисе.

Также стала известна судьба дяди Альтафа. Он погиб в декабре 1943 года.

А теперь о Диаре абый. По рассказам очевидцев он был очень энергичным, решительным, отважным. В нашей деревне было всего две улицы, которых разделял глубокий овраг. В одно время стала повторяться такая картина: как только стемнеет, из оврага поднимается нечто в белом одеянии, проходит мимо магазина, амбаров и направляется в сторону кладбища. Вся деревня в страхе: ходит призрак! Люди боялись выходить из дому. Однако в деревне были и другие смельчаки. Несколько парней подстерегли его за огородом и поймали. Открыли простыню – перед ними стоит Дияр!

На кладбище нашей деревни росла толстая сосна. Рассказывали, что она растет на могиле святого. В дубле этой высокой сосны гнездились пчелы. «Дияр абый поднялся на ту сосну и забрал несколько ведер меда», – рассказывал наш отец.

Этого отважного юношу (всего 23 года) в первые же дни войны вызвали в военкомат и велели написать заявление. «Уходим добровольно-принудительно», – сказал он при прощании и пропал без вести. Как уже выяснено, он сложил голову за свободу Отечества в июле 1942 года.

У нас были очень хорошие соседи Кабир абый и Зульфия апа. Сегодня их уже нет в живых, дом, в котором когда-то кипела жизнь, теперь стоит пустой.

И Кабир абый, и Зульфия апа были для нас очень близки, словно родные. Когда отец Мутахир ушел на войну, мальчику было всего 2-3 года, он его совсем не помнит. Однажды ночью произошел пожар, и они лишились дома. Вся деревня пришла им на помощь, всей деревней подняли новый дом. Жизнь у Хабиры апа, которой пришлось пережить много трудностей, оказалась короткой, Кабир абый остался один. Его женили совсем молодым. Сосватали Зульфию, девушку из Купербаша. Благодаря своему трудолюбию, расторопности она быстро стала своим человеком среди сельчан.

В годы, когда начал работать в редакции, я каждый день ездил домой. По утрам спускался на автобус в Купербаш. И каждый раз встречал Зульфию апа, спешащую домой. К этому времени она уже успевала навестить мать, проживавшую в Купербаше, помочь ей по хозяйству. А ведь у самой был полон дом детей, нескончаемые хлопоты по дому, да еще колхозная работа…

Кабир абый добросовестно выполнял все, что поручали, пас стадо, долгие годы работал бригадиром.

Как только появилась возможность, мне захотелось выяснить также судьбу его отца Мутахира. И вот я с волнением беру в руки ответ, присланный М.Черепановым: «Гилязиев Мутахир Гилязиевич, 1911 года, призван Сталинским военным комиссариатом города Казани. Погиб 16 октября 1941 года на станции Саперная Кировского района Ленинградской области, у реки Большая Ижора».

Кабир абый! Мне никогда не забыть вашей доброты, вы светлой памятью хранитесь в моем сердце. Поэтому я посчитал своим долгом выяснение судьбы твоего отца. Материалы о нем в районном Доме культуры вручили твоей дочери Райле. Ее благодарность и слезы дорогого стоят!

 

Ильяс Сахапов

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International