МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АРСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2019-2023 ГОДЫ

Паспорт муниципальной программы

  

Наименование Программы

Муниципальная программа по развитию малого и среднего предпринимательства в Арском муниципальном районе Республики Татарстан на 2019 – 2023 годы (далее – Программа)

Основания для разработки Программы

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».
  2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  3. Стратегия социально-экономического развития Арского муниципального района Республики Татарстан на 2016 – 2020 годы и плановый период до 2030 года.
  4. План мероприятий («Дорожная карта») по содействию развития конкуренции в Арском муниципальном районе Республики Татарстан на 2018 – 2020 годы.

Заказчик Программы

Исполнительный комитет Арского муниципального района Республики Татарстан

Разработчик программы

Отдел экономики и финансов исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан

Цель Программы

Создание благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в Арском муниципальном районе.

Основные задачи Программы

  1. Создание благоприятного инвестиционного климата.
  2. Создание условий для воспроизводства и развития человеческого капитала.
  3. Создание территории, комфортной для отдыха и работы.
  4. Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления.
  5. Повышение уровня финансово-экономической самодостаточности Арского муниципального района.

Сроки и этапы реализации Программы

2019 – 2023 годы

Перечень основных этапов реализации Программы

  1. Обеспечение консультационной, образовательной и информационной поддержки малого и среднего предпринимательства.
  2. Привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства для выполнения муниципальных заказов.
  3. Оказание содействия в продвижении товаров (работ, услуг) субъектов МСП путем их участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях.
  4. Развитие деловой активности населения и предпринимательской среды на территории района.
  5. Развитие и поддержка социального предпринимательства.
  6. Развитие потребительской кооперации.
  7. Развитие внутреннего туризма. Формирование инвестиционной привлекательности района.

Исполнители основных мероприятий

Отдел экономики и финансов исполнительного комитета Арского муниципального района, Управление сельского хозяйства и продовольствия в Арском муниципальном районе.

Индикаторы достижения цели Программы

  1. Прирост валового территориального продукта (млрд.руб.)
  2.  Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, функционирующих на территории района (ед.)
  3. Увеличение количества индивидуальных предпринимателей (чел.)
  4. Увеличение количества самозанятых, прошедших регистрацию в мобильном приложении «Мой налог» (чел.)
  5.  Увеличение количества предпринимателей, получивших государственную финансовую поддержку (чел.)
  6. Количество новых созданных кооперативов на территории района (ед.)
  7. Увеличение доли продукции, работ (услуг), произведенных малыми и средними предприятиями Арского муниципального района (%)
  8. Увеличение вновь созданных рабочих мест в малом и среднем предпринимательстве (ед.)
  9. Увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства Арского района (%)
  10. Увеличение количества туристов, посетивших Арский район (чел.)

Термины, определения и используемые сокращения

Личное подсобное хозяйство (ЛПХ) – личное сельскохозяйственное имущество семьи (скот, птица, хозяйственные постройки и орудия труда).

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) – это объединение граждан, которые совместно владеют имуществом и осуществляют производственную или другую хозяйственную деятельность. После государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства, его Глава является индивидуальным предпринимателем – фермером. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве собственности.

 

Сокращения

АМР – Арский муниципальный район

ИП – Индивидуальный предприниматель

Субъекты МСП – Субъекты малого и среднего предпринимательства

 

 

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И ЦЕЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

  1. Основные сведения и особенности экономико-географического положения района

Арский муниципальный район один из крупнейших районов Республики Татарстан, расположенный в центре северной части западного Предкамья, образован в 1930 году.

Административный центр г.Арск расположен на берегу реки Казанка, находится в 60 км от столицы Татарстана. Функционирует железнодорожная станция на линии Казань-Ижевск, узел автодороги Казань-Киров.

АМР занимает выгодное экономико-географическое положение на северо-западе Республики Татарстан, находясь на транспортных магистралях, соединяющих столицу республики г.Казань с Кировской областью, Удмуртской Республикой и Пермским краем, имеет достаточную ресурсную обеспеченность (нерудные полезные ископаемые, лесные, водные, земельные ресурсы).

АМР находится в часовой транспортной доступности от г.Казани. По степени освоенности территория АМР относится к средне освоенным территориям (в соответствии с данными схемы территориального планирования АМР). Средняя плотность населения составляет 27,8 чел. на 1 квадратный метр (среднереспубликанский показатель составляет 55,7 чел. на 1 квадратный метр).

АМР граничит на севере с Республикой Марий Эл и с шестью муниципальными районами Республики Татарстан:

на западе – с Атнинским и Высокогорским муниципальными районами;

на востоке – с Балтасинским и Сабинским муниципальными районами;

на юге – с Тюлячинским и Пестречинским муниципальными районами.

Территория АМР представляет в основном холмистую равнину, расчлененную речными долинами на широкие, пологие гряды. На севере хорошо прослеживаются в рельефе отроги Вятских Увалов. В составе Республики Татарстан АМР входит в Приволжский Федеральный округ, в Европейскую макроэкономическую зону и Поволжский экономический район.

По территории АМР проходят система магистральных газопроводов и нефтепроводов, автомобильные дороги межмуниципального значения, железнодорожная магистраль, которые обеспечивают перемещение потоков грузов и пассажиров в регионы Российской Федерации и внутри Республики Татарстан. Центром пересечений, указанных магистральных транспортных коммуникаций является г. Арск.

На территории Арского муниципального района площадью 1843 кв.км (2,72% от общей площади Республики Татарстан) проживает 52,6 тыс. человек (1,35% от общей численности населения Республики Татарстан). В Арске проживает 22,2 тыс. человек (42,6% от общей численности населения района). В районе проживают следующие национальности: татары (92%), русские (6,9%), другие национальности (1,1%). В районе образовано 1 городское и 16 сельских поселений, всего 127 населенных пунктов.

Динамика численности населения

Численность населения (человек)

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

51 808

51 810

52 073

52 274

52 530

52 617

52 265

Основное направление экономики Арского района – сельскохозяйственное производство. Специализация сельскохозяйственного производства – животноводство и растениеводство.

 

  1. Основные социально-экономические показатели Арского муниципального района

На территории Арского муниципального района осуществляют деятельность 12 сельхозформирований с участием крупных инвесторов, таких как ОАО ХК «АК Барс», ООО «Сервис Агро» и 62 КФХ. Среднегодовая численность работающих в сельскохозяйственной отрасли по всем категориям хозяйств на 1 января 2018 года составила 2814 чел.

Сельхоз товаропроизводителями Арского района ведется работа по внедрению энергосберегающих технологий. В этих целях идет обновление имеющегося машинно-тракторного парка на современные, технически усовершенствованные машины. На сегодняшний день работает 24 ед. высокопроизводительных посевных комплексов, 33 ед. импортных зерноуборочных комбайнов марки Нью Холланд, Клаас Лексион и другие. Энергообеспеченность на 100 га пашни составляет 179,2 лошадиных сил (по Республике Татарстан - 154 лошадиных сил). Энергосберегающие технологии применяются более чем на 89,5% посевных площадей, что позволило повысить значимость биологических факторов, влияющих на плодородие почвы. Внедряются перспективные сорта. В целом наблюдается позитивная динамика в растениеводстве.

Для достижения более высоких результатов в животноводческой сфере ведется работа по обновлению основного стада на более высокопродуктивных племенных животных. За последние годы реконструированы животноводческие помещения, установлены современные доильные установки, что позволило добиться сохранности и увеличения поголовья скота.

В целом сектор агропромышленного комплекса составляет 44% в ВТП Арского муниципального района.

Промышленность района представляют пищевая, легкая промышленность и производство строительных материалов. В структуре промышленного производства района 72,5% занимает пищевая промышленность, 23,9% принадлежит производству строительных материалов, 3,6% легкая промышленность.

Жилищно-коммунальные услуги на территории района оказывают ООО «Жилкомбытсервис», ООО «Водоканал-сервис», ООО «Тепло-Сервис». Тарифы населения на жилищно-коммунальные услуги утверждены в пределах установленных индексов в соответствии с действующим законодательством.

Объем жилищного строительства, предусмотренный в соответствии с выданными разрешениями на строительство жилых зданий, составил в 2017 году по общей площади жилых помещений – 27 022 кв. метров.

Арский муниципальный район, являясь одним из самых крупных районов республики, располагает широкой сетью автомобильных дорог общего пользования. Общая протяженность дорог на 01.01.2018г. составляет 1165,37 км.

Банковскую деятельность на территории района осуществляют ПАО «Сбербанк России», ПАО «Ак Барс Банк», ПАО «Россельхозбанк».

Оценка динамики изменения показателей социально-экономического развития Арского муниципального района за период 2016-2017 гг.

 

Наименование показателя

Период

2016г.

2017г.

Численность постоянного населения (на начало года) чел.

52530

52617

в % к предыдущему году

100,5

100,16

Валовой территориальный продукт-всего, млн. руб.

10790,4

11672,5

в % к предыдущему году

106,5

108,2

Объем добавленной стоимости – всего, тыс. руб.  (в фактических ценах)

1655104

1743761

в % к предыдущему году

98,1

105,3

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, тыс. руб.

2193910

2477935

в % к предыдущему году

130,44

112,9

Валовая продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, в ценах соответствующих лет, млн. руб. (в сельхозформированиях)

4 475,6

4 532,2

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

104

101

Произведено зерна, тыс. тонн

155,9

138,1

Произведено скота и птицы в живом весе, тонн во всех категориях хозяйств (с/х формированиях, КФХ и ИП)

4608,2

4605,4

Произведено молока, тонн во всех категориях хозяйств (с/х формированиях, КФХ и ИП)

56810,8

58226,9

Урожайность зерновых, ц с га

29,7

27,8

Надоено молока на корову, кг (по с/х организациям.)

5055

5199

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, млн. руб.

2926,62

3103,28

в % к предыдущему году

141,7

106,0

Ввод общей площади жилых домов, кв.м.

29881

27022

в % к предыдущему году, соответствующего периода

96,2

90,4

Налоговые и неналоговые доходы, тыс. руб.

1178530

1159399

темп роста к предыдущему году, %

99,1

98,4

Объем розничного товарооборота во всех каналах ее реализации, млн. руб.

3316,59

3511,25

в сопоставимых ценах к предыдущему году, в %

106,5

105,8

Оборот розничной торговли в расчёте на душу населения, тыс. руб.

63,08

66,96

Объем реализации платных услуг населению - всего, млн. руб.

539,18

603,55

Объем реализации платных услуг населения на душу населения, тыс. руб.

10,26

11,51

Фонд оплаты труда, млн. руб.

2421,5

2374,6

к предыдущему году, %

101,1

98,0

Среднесписочная численность работающих

10165

9344

к предыдущему году, %

96,2

91,9

Среднемесячная начисленная заработная плата (по полному кругу предприятий), рублей

19852

21178,6

темп роста к предыдущему году, %

105,1

106,7

Средний размер пенсии. руб. коп.

10576,7

11459,37

к предыдущему году, %

103,3

108,3

Справочно: Количество пенсионеров, чел.

16595

16560

Среднедушевой доход населения, рублей

16369,8

15922,5

темп роста (снижения) к предыдущему году, %

105,5

97,2

Минимальный потребительский бюджет на члена типовой семьи, рублей (МПБ)

11709

11887

Уровень жизни, раз

1,41

1,33

ЗП к МПБ, раз

1,71

1,77

Зарегистрированное число безработных (на конец периода), чел.

155

134

Уровень зарегистрированной безработицы на конец периода, %

0,65

0,56

 

  1. Анализ среды предпринимательской деятельности Арского района в отдельных отраслях

В 2017 году валовой территориальный продукт по Арскому району составил 11,5 млрд. рублей. Индекс промышленного производства – 82,9%. Инвестиции в основной капитал – 3,1 млдр.рублей. Объем отгруженной продукции – 2,7 млрд. рублей.

На конец 2018 года структура малого бизнеса в Арском муниципальном районе представлена следующими видами экономической деятельности: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; строительство; обрабатывающие производства; транспорт и связь; гостиницы и рестораны; предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг; финансовая деятельность; сельское хозяйство, лесное хозяйство; здравоохранение и предоставление социальных услуг; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; образование; добыча полезных ископаемых; рыболовство, рыбоводство. Наиболее привлекательными для развития малого бизнеса оказались следующие виды экономической деятельности: оптовая и розничная торговля; сельское хозяйство, строительство.

Промышленность и производство. Ведущие промышленные предприятия района: АО «АСПК» Арский кирпичный завод, ОАО «Арский элеватор», ООО «Центр кровли Арск», ООО «Металл». Планируется строительство промышленного парка «Арский», где будет размещено 5 резидентов и создано около 300 рабочих мест.

На территории района также функционируют 3 частные промышленные площадки. На данных площадках ведут свою деятельность 17 резидентов. Основным видом выпускаемой продукции является: производство профнастила, сэндвич панелей, полиэтиленовых труб, ремонт сельскохозяйственных агрегатов и двигателей, производство мебели и пластиковых окон. Одна из промышленных площадок является аккредитованной.

Наименование промплощадки

Количество резидентов

Количество рабочих мест

Объем отгруженной продукции, млн.руб.

Промышленная площадка ИП Фасахиева Д.Ш.

12

94

198

ООО фирма «Тайд-Фойл»

3

208

1110,7

ООО «Арск Пласт»

2

22

46,3

Изменение объема производства представлены в следующей таблице:

Наименование промплощадки

2015 год

2016 год

2017 год

Промышленная площадка

ИП Фасахиева Д.Ш.

119,6

201,8

207,9

ООО фирма «Тайд-Фойл»

843,5

986,4

1166,2

ООО «Арск Пласт»

38,9

43,4

48,6

Распределение земельных участков по площадям:

На территории района имеются неиспользуемые земельные участки и потенциальные места для размещения и организации промышленных парков и промышленных площадок: площадь земельных участков составляет более 80га.

Агропромышленный комплекс. В структуре продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств доля сельскохозяйственных организаций составляет порядка 50%, хозяйств населения – 40%, крестьянских (фермерских) хозяйств – 10%.

От всего валового производства основная доля приходится на зерно – 48%, мясо – 9%, молоко – 24%, картофель – 10%.

В полеводстве главное значение принадлежит зерновому хозяйству (рожь озимая, пшеница яровая и группа яровых, зерновых и зернобобовых культур), картофелю, капусте, моркови. Наиболее крупные предприятия сельскохозяйственной направленности: ООО СХП «Северный», ООО «Агрокомплекс «Ак Барс».

Функционируют 16 сельскохозяйственных кооперативов.

Основной объем продукции, производимой предприятиями отрасли, потребляется внутри Республики.

Несмотря на достаточно высокий уровень присутствия (доля более 95%) и конкурентоспособности местных товаропроизводителей, агропродовольственные рынки района также открыты для межрегиональной торговли и импортной продукции, а количество хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на региональных рынках, незначительно.

Пищевая промышленность. Крупнейшими группами отраслей пищевой промышленности в Арском районе являются: мясная, рыбная, молочная (включает в себя масло- и сыродельное производство,) группы, мед и другие продукты пчеловодства, а также продовольственные товары, которые включают в свою очередь разнообразные производства: макаронное, хлебопекарное, кулинарное, плодоовощное, а также производство газированных и негазированных напитков. Основными предприятиями пищевой промышленности являются: ООО «Арча» Арский молочный комбинат, ООО «Арский рыбхоз», ОАО «Арский сыродельный завод», ООО ООО «Кырлай хлеб», а также несколько организаций: ИП Сагитов Р.Ш., ИП Мухамадиев Я.З., ИП Рахматуллина Р.Г., КФХ Сабирова Г.Р., ИП Салахов А.Ш.

Общественное питание. Рынок услуг общественного питания представлен несколькими кафе, ресторанами и другими заведениями. Наиболее популярные из них это рестораны «Тургай», «Сабантуй», «Венеция», «Западный», «Злата» и кафе «Тайд-Фойл». Также функционируют несколько видов суши-баров, пиццерии и бургерных, открытые индивидуальными предпринимателями.

Потребительский рынок. Состояние потребительского рынка в Арском районе за последние годы остается стабильным, сохраняется положительная динамика роста оборота розничной торговли.

В 2017 году в сфере оптовой и розничной торговли, оказания бытовых услуг осуществляли деятельность 370 субъектов малого и среднего предпринимательства.

В городе Арск функционируют 2 площадки нестационарной торговли и 1 ярмарочная площадь.

В районе осуществляют деятельность федеральные и региональные розничные сетевые компании, к наиболее крупным из них относятся сети магазинов: продовольственных – «Магнит» (2 магазина), «Эссен» (1 магазин); «Пятерочка» (6 магазинов), непродовольственных – «Рубль Бум» (1 магазин), «Евросеть» (1 магазин), «Связной» (1 магазин), «Fix Price» (1 магазин), «Йола» (1 магазин), «Звениговский» (2 магазин), «Бристоль» (5 магазинов), «РусАлка» (2 магазина), «Красное и белое» (1 магазин).

Местные сетевые компании представлены следующими организациями: ООО фирма «Тайд-Фойл» (9 магазинов), ООО фирма «Круг» (3 магазина). Также на базе этих организаций, согласно графику, функционирует автолавка для оказания услуг населению.

Развитие местных сетевых предприятий торговли положительно влияет на состояние потребительского рынка, удовлетворение растущего покупательского спроса, уровень культуры обслуживания местного населения. В целом потребительский рынок в Арском районе можно признать конкурентным. В то же время обеспеченность населения площадями и услугами потребительского рынка неравномерна, наблюдается недостаток современных торговых площадей, низкая обеспеченность стационарными объектами торговли во многих сельских поселениях, удаленных и труднодоступных местностях.

Туристическая индустрия. В Арском районе функционируют 2 объекта коллективного средства размещения: загородный комплекс «Кырлай» (общий номерной фонд – 24 номера на 60 мест) и гостиница «Западный» (общий номерной фонд – 13 номеров на 36 мест). На базе комплекса «Кырлай» предусмотрены следующие виды услуг: катание на коньках или на лыжах, игра в пейнтбол, катание на лошадях, рыбалка, посещение бани на дровах, приготовление шашлыка и другие способы отдыха на природе. При комплексе расположен ресторан, в котором предлагается меню национальной татарской кухни. Есть своя пекарня, предлагающая свежую выпечку и мастер-классы по ее приготовлению, а также бар с фиточаями и витаминными коктейлями.

Рынок строительства и услуг населению. Ведущие строительные организации района: ООО «КСМ», ООО «Икстрой», ООО «Комсервис».

Снижение покупательной способности населения из-за финансового кризиса значительно уменьшило привлекательность жилищного строительства для инвестиций. Это привело к уменьшению производства местных строительных материалов и недозагрузке производственных мощностей предприятий строительной индустрии. Согласно результатам опроса, проведенного в целях выявления административных барьеров, мешающих развитию отрасли, среди главных проблем предпринимателями отмечены определенные трудности при получении новых строительных площадок.

Обслуживание населения в Арском районе осуществляют ООО «Жилкомбытсервис», ООО «Энергосервис», ООО «Водоканал-Сервис», ООО «Тепло-Сервис», ООО «ГазСтройГарант».

Здравоохранение. Медицинская помощь населению в Арском муниципальном районе оказывается 1 муниципальным (Арская ЦРБ) и 1 государственным (ГАУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Исток надежды») учреждениями здравоохранения. Частная система здравоохранения представлена несколькими субъектами: ООО «Арск Мед», клинико-диагностическая лаборатория «Ситилаб», медицинский центр «Здоровье», частная стоматология и 12 аптек.

Основной объем медицинской помощи приходится на муниципальное учреждение здравоохранения – Арская центральная районная больница. В структуре видов медицинской деятельности, осуществляемой в частной системе здравоохранения, в основном представлены: лабораторные исследования, стоматология, другие виды диагностики, косметологические услуги. В частной системе здравоохранения практически единичными представлены специальности терапевтического профиля.

Полиграфия и типографические услуги. Рынок полиграфических услуг представлен несколькими организациями. Наиболее популярны центр полиграфических услуг «Ильком» и студия «Грарт». Организации предоставляют услуги по распечатке, дизайну, разработке макетов и графическому оформлению, созданию сайтов.

Рынок розничной реализации нефтепродуктов. Согласно утвержденной Схеме размещения автозаправочных станций на территории Республики Татарстан на территории Арского муниципального района размещены 13 действующих коммерческих АЗС (общего пользования), среди которых 2 АЗС специализируются на газовом топливе (в г.Арск и д.Шушмабаш).

Транспорт и связь. Основными видами транспорта в Арском муниципальном районе являются железнодорожный и автомобильный.

В общем объеме услуг населению транспортные услуги составляют 1,9%. Пассажирские перевозки на городских маршрутах осуществляет 1 частное предприятие – ООО «Арское АТП». В наличии 52 автобуса. 3 населенных пункта охвачены прямым сообщением.

Рынок пассажирских городских перевозок характеризуется невысоким уровнем концентрации и неразвитой конкурентной средой.

Железнодорожная инфраструктура в районе представлена участком Горьковской железной дороги.

Удельный вес железнодорожного транспорта в перевозках населения невелик и составляет всего 21%.

На рынке коммуникационных и биллинговых услуг осуществляет свою деятельность предприятие - Арский ЗУЭС. Телефонная связь внутри района обеспечивается с помощью цифровых телефонных станций. На начало 2018 года к сетям ПАО «Таттелеком» на территории района подключены 9833 абонента телефонной сети, 8 721 абонентов высокоскоростного интернета, 5 888 абонентов интерактивного цифрового телевидения. Мобильную связь в Арском районе обеспечивают компании: Билайн, МТС, Мегафон, Летай и др. Услуги почтовой связи оказывает «Почта России».

Рынок труда. Среди муниципальных районов Республики Татарстан Арский муниципальный район входит в группу демографической нагрузки с оценкой в 2 балла (по пятибалльной шкале, где благоприятный показатель составляет 5 баллов, неблагоприятный – 1 балл).

В 2018 году наблюдается снижение числа зарегистрированных безработных. Кроме того, среди безработных 75% составляют жители Арского района со средним и высшим профессиональным образованием.

Арский муниципальный район относится к незначительному числу муниципальных районов, сохранивших положительную тенденцию численности постоянного населения.

Инвестиционная деятельность. Объемы инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за последние 5 лет сохраняет положительную динамику (за 2017 год 103,7%, что практически совпадает со среднереспубликанским показателем и значительно выше многих районов с превалированием АПК). Важно отметить, что объем инвестиций в основной капитал, без бюджетных средств, вырос на 23%.

Развитие кооперации в сельском хозяйстве. Развитие кооперации направлено на развитие партнерства между малыми предприятиями и партнерами. Целью кооперационных связей является использование потенциала сектора малого предпринимательства для развития средних и крупных технологических предприятий, создания новых и обновления существующих производств.

На территории Арского муниципального района зарегистрировано по итогам 2018 года 16 сельскохозяйственных перерабатывающих кооперативов. Основным видом деятельности является переработка продукции сельского хозяйства. Наиболее динамично развивающиеся представлены в таблице:

Наименование

Местонахождение

Количество участников

Вид производства

Объем переработки в месяц

СССПК «АрскЭкоПродукт»

г.Арск

15 физ.лиц

Снабжение, сбыт, переработка (молоко, мясо, овощи, мед)

80 тонн

СППК «Байрак»

с.Утар-Аты

1 юр.лицо, 5 физ.лиц

Снабжение, сбыт, переработка молока

110 тонн

СППК «Синергия»

д.Новый Кинер

2 юр.лиц

Снабжение, сбыт, переработка овощей

60 тонн

СППК «Искра»

д.Наласа

5 физ.лиц

Снабжение, сбыт, переработка мяса

10 тонн

Потенциал развития кооперации в Арском муниципальном районе определен рядом особенностей функционирования малых форм хозяйствования в районе.

В Арском муниципальном районе на 1 января 2018 г. проживает 31 725 человек сельского населения, что составляет 60,7 процентов от общей численности района.

Имеется 16 675 личных подсобных хозяйств, 62 крестьянских (фермерских) хозяйств, которые в 2017 году произвели сельхозпродукции на 1,8 млрд рублей.

Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах населения составляет 16 212 голов, в том числе 6 154 коров, также имеется 7 327 овец и коз, 65 044 голов различной птицы.

В пользовании КФХ находится более 23 415 гектаров пашни, или 19 процентов от площади всей пашни региона. Поголовье крупного рогатого скота в КФХ насчитывает 5 945 голов, в том числе 1 792 коров, 663 овец и коз. В 2017 году фермерскими хозяйствами республики произведены 79 238 ц молока и 5 843 ц мяса.

Многое в развитии этого сектора зависит от решения вопросов сбыта продукции, ее переработки, с тем чтобы добавленная стоимость оставалась в районе, повышая доходы всех участников продовольственной цепочки.

Развитие молодежного предпринимательства. Молодежное предпринимательство является одной из актуальных сфер поддержки, как на федеральном, так и на региональном уровне. Действующие предприниматели видят в молодежи очень мощный и динамичный ресурс развития. Молодежь крайне восприимчива к новым технологиям, активно ими пользуется, и не видит рамок при взаимодействии с новыми ресурсами и постоянно ищет инновационные пути самореализации. Мир информационных технологий, который сейчас активно проникает во все сферы жизни – это мир молодежи и подрастающего поколения. Они инициативны, мобильны, склонны к риску, способны учится и переучиваться, стремятся к новизне. Большинство информационных ресурсов и порталов, полезных для предпринимателей, недоступны среднему поколению.

Для формирования экономики Арского муниципального района развитие молодежного предпринимательства является одним из важных моментов. Привлечение молодых людей к предпринимательской деятельности – это не только увеличение доли малого бизнеса, но ещё и решение проблемы занятости молодёжи.

Пропаганда молодежного предпринимательства позволит скорректировать ситуацию в экономической сфере деятельности, а также нацелит молодое поколение на саморазвитие и развитие малого и среднего бизнеса.

Под субъектом молодежного предпринимательства понимается физическое лицо в возрасте до 30 лет (включительно), зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и являющееся студентом или выпускником образовательного учреждения профессионального образования.

На сегодняшний день в сельском хозяйстве представителями молодежного предпринимательства являются КФХ Мингазов Р.Р., Гарипов А.Ф. В сфере бизнеса свою деятельность ведет молодой предприниматель – директор кофейни «Date and coffee» Замалиев А.Э.

В Республике Татарстан большое внимание уделяется молодежной политике. Значительные средства на развитие и активизацию потенциала молодых людей. С раннего возраста молодые люди изучают сферу молодежного лидерства и социального проектирования.

Наряду с молодыми предпринимателями сельская молодежь реализует свой потенциал при поддержке Арского отделения РОО «Аграрное молодежное объединение РТ». Наиболее остро стоит вопрос организации досуга и деловой активности сельской молодежи. Проводятся мероприятия в поддержку местных сельхоз товаропроизводителей, спортивной направленности, культурно-духовного и интеллектуального развития, а также мероприятия по популяризации сельских рабочих профессий.

Социальное предпринимательство. Для российской экономики социальное предпринимательство является относительно новой категорией, поскольку представляет собой новый подход к решению социальных проблем.

В современной России огромное множество актуальных социальных проблем, таких как безработица, сокращение государственных расходов на развитие социальной сферы, снижение уровня жизни населения, сокращение перечня бесплатных услуг, оказываемых в рамках бесплатного медицинского обслуживания, увеличение количества граждан престарелого возраста и как следствие старение населения требуют инновационный подход к их решению. В роли такого подхода выступает социальное предпринимательство, основной целью которого, является решение социальных проблем.

Социальное предпринимательство смело можно отнести к социально ответственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, направленное на решение социальных проблем. Социальный предприниматель посредствам внедрения инноваций положительно влияет на экономику страны, аккумулируя невостребованные ранее ресурсы. Социальные предприниматели готовы делать инвестиции и рисковать для реализации своих идей, что способствует росту масштаба их деятельности. Таким образом, базисом социального предпринимательства, так или иначе, является выполнение социальной миссии и идея «спасения общества» от глобальных проблем в рамках бизнеса.

Можно выделить основные секторы, наиболее благоприятные для развития данного феномена:

•        сфера образования;

•        область «серебряной экономики», включающая в себя проекты, связанные с социализацией, адаптацией людей пенсионного и предпенсионного возраста;

•        сферу, связанную с социальной адаптацией людей с ограниченными возможностями;

•        область доступного здравоохранения;

•        профилактика социального сиротства;

•        поддержка материнства и детства;

•        развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии;

•        развитие межнационального сотрудничества.

Важной является проблема реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями. Пути решения данной проблемы посредством социального предпринимательства заключаются в производстве средств реабилитации, трудоустройстве и социальной адаптация инвалидов.

В качестве моделей социального предпринимательства можно выделить следующие формы: 1) производство товаров; 2) предоставление социально значимых услуг и работ, в т. ч. для отдельных категорий граждан.

Прежде всего, это обеспечение занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 лет, предшествующих дате проведения конкурсного отбора, лиц, при условии, что среднесписочная численность указанных категорий граждан среди их работников составляет не менее 50 %; а доля в фонде оплаты труда – не менее 25 %.

Так же исследователи в качестве необходимого отмечают предоставление услуг, а в некоторых случаях производство товаров, в следующих сферах деятельности:

•        помощь в определении профессиональной ориентации и трудоустройства, включая содействие самозанятости;

•        деятельность, направленная на улучшение качества жизни населения: социальное обслуживание граждан, услуги здравоохранения, физической культуры и спорта, проведение занятий в детских секциях;

•        содействие пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

•        помощь инвалидам, производство протезно-ортопедических изделий, а также технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

•      работа с нуждающимися категориями в сфере культурно-просветительской деятельности (театры, школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские);

•        предоставление образовательных услуг категориям граждан, имеющим трудности, связанные с обучением;

•        содействие вовлечению в социально-активную деятельность социально незащищенных групп граждан (инвалиды, сироты, выпускники детских домов, пожилые люди, люди, страдающие наркоманией и алкоголизмом);

•        профилактика социально опасных форм поведения граждан;

•        в том числе выпуск периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.

Развитие социального предпринимательства несет в себе множество факторов, положительно влияющих на жизнь общества:

•        социальная поддержка: работа с социально незащищенными слоями населения, социализация и ресоциализация социально уязвимых групп населения, реализация проектов, ориентированных на трудоустройство лиц без определенного места жительства и т.п.;

•        обеспечение трудовой занятости населения по средствам реализации социальных проектов, обеспечивающих самозанятость населения, создание рабочих мест для социальных организаций;

•        рост социально экономической эффективности регионов за счет уменьшения нагрузки на бюджеты всех уровней путем реализации частных социальных предпринимательских проектов, главенствующую роль в которых занимает государство. Эти задачи поставлены в области развития дошкольного, специализированного и дополнительного образования, здравоохранения (в т.ч. частных домов престарелых), массового спорта и др.;

•        территориальное развитие за счет насыщения городской среды и повышения территориальной связности, в том числе за счет развития неиспользуемых земель и создания транспортной инфраструктуры;

•        развитие культурной среды посредствам максимально эффективного использования социальными предпринимателями потенциала культурных учреждений.

Среди принципов социального предпринимательства основными являются инновационность, самоокупаемость, финансовая устойчивость. К социальным инновациям относятся новые стратегии, концепции, идеи и организации, которые удовлетворяют любые социальные потребности – от условий труда и образования до развития сообществ, и здравоохранения, способствуя расширению и упрочению гражданского общества. Финансовая устойчивость, предполагает решение социальных проблем за счет доходов, получаемых от собственной деятельности. Преследуя социальную миссию, социальный предприниматель обращает внимание социума на значимость актуальной проблемы, с помощью действий пытается изменить отношение общества к поставленному вопросу.

Объектом социального предпринимательства является конкретная проблема, существующая в социальной сфере общества. Субъект социального предпринимательства достаточно сложен и может определяться двумя способами: либо это сам социальный предприниматель, либо это все участвующие стороны, для которых удовлетворение потребностей и решение определённых проблем является результатом социального предпринимательства. Социальное предпринимательство изначально не ограничено в объеме ресурсов, времени и пространстве, и поэтому предполагает стремительное увеличение области воздействия и распределение опыта.

Социальное предпринимательство балансирует на пересечении традиционного бизнеса и благотворительности. Полученные материальные средства не распределяются между владельцами, а реинвестируются, что является отличительной особенностью социального предпринимательства.

Критерии для определения социального предпринимательства.

1. Социальное воздействие. Данный критерий указывает на измеримость социального результата.

2. Социальные инновации – новые уникальные подходы к решению социальных проблем.

3. Самофинансирование – способность предприятия обеспечивать работу, за счет доходов, полученных от собственной деятельности.

4. Степень распространенности социальных услуг организации. Данный критерий показывает возможность или невозможность увеличения объема деятельности социальной организации.

На сегодняшний день единого закона, контролирующего деятельность субъектов социального предпринимательства, в России нет. При этом поддержка социального бизнеса существует уже с 2012 года – тогда была запущена программа, в которой приняли участие шесть регионов, получивших субсидии на эти цели. В связи с этим работа по развитию и популяризации социального предпринимательства продолжается.

Деловая активность и самозанятые граждане. С начала 2019 года четыре региона Российской Федерации в пилотном режиме ввели налог на профессиональный доход, в числе которых также Республика Татарстан.

На территории Арского муниципального района основная доля самозанятых осуществляет свою деятельность в сфере кулинарии и кондитерского производства, оказания личных, домашних и подобных услуг, ведения домашнего хозяйства.

Плановые показатели по численности занятых в сфере малого
и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан

Муниципальный район

Распределение планового показателя по регистрации самозанятых гр-н, чел.

Численность занятых в сфере малого
и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, млн. человек (нарастающим итогом к 2024 году), человек

2019, с учетом легализации самозанятых гр-н, чел.

2020

2021

2022

2023

2024

Арский МР

554

5 044

5 116

5 229

5 426

5 602

5 756

 

 

 

 

  1. Цели и задачи муниципальной программы

 

Целью данной муниципальной программы является создание благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в Арском муниципальном районе, повышение качества жизни населения Арского муниципального района на основе развития межмуниципальных кооперационных связей, повышение инвестиционной привлекательности.

Для достижения сформулированной цели должны быть решены следующие задачи:

  • создание благоприятного инвестиционного климата.
  • создание условий для воспроизводства и развития человеческого капитала.
  • создание территории, комфортной для отдыха и работы.
  • повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления.
  • повышение уровня финансово-экономической самодостаточности Арского муниципального района.

Указанные цели и задачи направлены на стимулирование граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности, увеличение вклада малых и средних предприятий в общий объем произведенной продукции и доход бюджета района, создание и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем оказания консультационных услуг, стимулирование инновационной активности малых предприятий.

 

 

Раздел 2. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Информация о сроках и этапах реализации муниципальной программы отражается в таблице 2.

 Таблица 2

 

Срок реализации муниципальной программы

Этапы реализации муниципальной программы

Непосредственные результаты реализации этапа муниципальной программы

2019 – 2023

 

Обеспечение консультационной, образовательной и информационной поддержки малого и среднего предпринимательства

Доступная и качественная информация для субъектов МСП.

Привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства для выполнения муниципальных заказов

Увеличение количества субъектов МСП, участвующих в конкурсах и аукционах.

Оказание содействия в продвижении товаров (работ, услуг) субъектов МСП путем их участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях

Расширение рынков сбыта и насыщение его качественными товарами.

Развитие деловой активности населения и предпринимательской среды на территории района

Утверждение перечня приоритетных и социально-значимых задач и их реализация для развития малого и среднего предпринимательства в Арском муниципальном районе.

Развитие и поддержка социального предпринимательства

Полнота и доступность услуг, оказываемых социальными предпринимателями.

Развитие потребительской кооперации

Увеличение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения. Повышения занятости сельского населения в малых формах хозяйствования.

Развитие внутреннего туризма

Увеличение числа субъектов МСП, занятых в сфере туризма и гостеприимства, а также увеличение числа услуг, востребованных в туристической индустрии.

Формирование инвестиционной привлекательности района

Наличие новых инвестиционных проектов.

 

 

 

Раздел 3. ПЕРЕЧЕНЬ И ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

Информация об основных мероприятиях муниципальной программы отражается по форме согласно таблице 3. Реализацию программных мероприятий осуществляют органы местного самоуправления.

Таблица 3

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

Исполнители мероприятий

Объем финансирования за счет средств районного бюджета (тыс.руб.)

2019

2020

2021

2022

2023

Всего

1.Обеспечение консультационной, образовательной и информационной поддержки малого и среднего предпринимательства

1.1

Организация и содействие участия предпринимателей в программе «Бизнес класс», «Бизнес-десант», «Проверенный бизнес» и др.

Ежегодно

Отдел экономики и финансов

-

-

-

-

-

-

1.2

Разработка информационных брошюр и буклетов о существующих мер поддержки для субъектов МСП.

Ежегодно

Отдел экономики и финансов

6,0

6,0

6,0

6,0

6,0

30,0

1.3

Информирование о существующих мерах государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством проведения «круглых столов», приема граждан, информирование через СМИ.

Ежеквартально

Отдел экономики и финансов, УСХиП

-

-

-

-

-

-

1.4

Оказание консультационного содействия по осуществлению торговой деятельности в формате розничной торговли «шаговой доступности» (магазинов у домов).

Ежеквартально

Отдел экономики и финансов

-

-

-

-

-

-

1.5

Размещение на сайте муниципального образования, а также сайте отдела экономики и финансов актуальной информации по вопросам предпринимательства.

Постоянно

Отдел экономики и финансов

-

-

-

-

-

-

2. Привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства для выполнения муниципальных заказов

2.1

Обеспечение прозрачности и доступности государственных и муниципальных закупок товаров, работ и услуг, а также закупок хозяйствующими субъектами.

Ежегодно

Отдел экономики и финансов

-

-

-

-

-

-

3. Оказание содействия в продвижении товаров (работ, услуг) субъектов МСП путем их участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях

3.1

Создание условий осуществления розничной торговли на розничных рынках и ярмарках (организация мест, обеспечение свободного волеизъявления граждан по установлению цен на реализуемую продукцию).

Ежегодно

Отдел экономики и финансов, УСХиП

-

-

-

-

-

-

3.2

Своевременное информирование населения о предстоящих ярмарках.

В соответствии с графиком

Отдел экономики и финансов, УСХиП

-

-

-

-

-

-

3.3

Организация участия ведущих предприятий на выставках во время событийных мероприятий района.

Ежегодно

Отдел экономики и финансов

-

-

-

-

-

-

4. Развитие деловой активности населения и предпринимательской среды на территории района

4.1

Информирование населения о новом приложении «Мой налог» для самозанятых граждан.

Ежегодно

Отдел экономики и финансов

-

-

-

-

-

-

4.2

Проведение стратегической сессии с предпринимателями и незанятым экономически активным населением.

Ежеквартально

Отдел экономики и финансов

-

-

-

-

-

-

4.3

Открытие новых объектов торговли в малых и отдаленных сельских населенных пунктах.

Ежегодно

Отдел экономики и финансов.

-

-

-

-

-

-

4.4

Проведение мониторинга и анализа розничных цен на социально-значимые продовольственные товары с целью оперативного реагирования на необоснованный их рост.

Ежеквартально

Отдел экономики и финансов

-

-

-

-

-

-

4.5

Организация приема предпринимателей с представителями контрольно-надзорных органов.

Ежегодно

Отдел экономики и финансов

-

-

-

-

-

-

4.6

Организация совещания в формате «диалога» главы района с предпринимателями.

Ежегодно

Отдел экономики и финансов

-

-

-

-

-

-

4.7

Организация участия предпринимателей в мерах государственной поддержки (консультирование, помощь в подготовке документов).

Ежегодно

Отдел экономики и финансов

-

-

-

-

-

-

4.8

Создание постоянно-действующих обучающих программ для молодежи и школьников по «основам предпринимательства».

2019 – 2020

Отдел экономики и финансов

-

-

-

-

-

-

4.9

Создание единой системы координации всех организаций, занимающихся молодежным предпринимательством. Разработка нормативно-правовой базы, создание законодательных основ молодежного предпринимательства.

2019 – 2020

Отдел экономики и финансов

-

-

-

-

-

-

5. Развитие и поддержка социального предпринимательства

5.1

Организация мероприятий совместно с Центром инноваций социальной сферы («деловые завтраки», бизнес-встречи, «круглые столы»).

Ежегодно

Отдел экономики и финансов

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

25,0

5.2

Разработка регламента передачи имущества учреждений социальной сферы, освобождаемого в результате оптимизационных мероприятий, в муниципальную казну.

Ежегодно

Отдел экономики и финансов

-

-

-

-

-

-

5.3

Проведение обучающих и просветительских мероприятий по развитию компетенций в области социального предпринимательства (образовательные семинары, круглые столы, обучение социальному предпринимательству и др.).

Ежегодно

Отдел экономики и финансов

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

25,0

5.4

Информационно-аналитическое и юридическое сопровождение субъектов социального предпринимательства (прием обращений социальных предпринимателей и СОНКО, консультационная и информационная поддержка).

Ежегодно

Отдел экономики и финансов

-

-

-

-

-

-

6. Развитие потребительской кооперации

6.1

Оказание содействия в повышении компетенций Председателей кооперативов Арского района при поддержке Казанского кооперативного института.

Ежегодно

Отдел экономики и финансов

-

-

-

-

-

-

6.2

Оказание содействия в реализации производимой продукции через крупные торговые сети.

Ежегодно

Отдел экономики и финансов

-

-

-

-

-

-

6.3

Организация участия кооперативов в программах государственной поддержки на развитие материально-технической базы.

Ежегодно

Отдел экономики и финансов

-

-

-

-

-

-

7. Развитие внутреннего туризма

7.1

Разработка и обеспечение наглядного информационного материала для туристов (памятки, брошюры, календари, блокноты и др.)

2019

Отдел экономики и финансов

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

50,0

7.2

Продвижение и совершенствование проекта «Карта гостя Арского района».

Ежегодно

Отдел экономики и финансов

-

-

-

-

-

-

7.3

Информационное наполнение сайта Арского района и отдела экономики и финансов в сети Интернет.

Ежегодно

Отдел экономики и финансов

-

-

-

-

-

-

7.4

Разработка туристических маршрутов, связанных общей тематикой («По местам просветителей и писателей», «По Тукаевским местам», «Знаменитые просветители, медресе», «Народные писатели Татарстана» и др.)

2019

Отдел экономики и финансов

-

-

-

-

-

-

7.5

Участие в конкурсах на грантовой основе для продвижения того или иного туристского продукта.

Ежегодно

Отдел экономики и финансов

-

-

-

-

-

-

7.6

Участие в формах государственной поддержки в подготовке и переподготовки кадров туристских объектов.

Ежегодно

Отдел экономики и финансов

-

-

-

-

-

-

7.7

Реализация рекламной деятельности среди местных СМИ.

Ежегодно

Отдел экономики и финансов

-

-

-

-

-

-

8. Формирование инвестиционной привлекательности района

8.1

Инвентаризация и формирование реестра незадействованных производственных площадей, в том числе и земельных участков.

2019

Отдел экономики и финансов

-

-

-

-

-

-

8.2

Формирование предложений по межмуниципальным инвестиционным проектам в рамках агломерации.

Ежегодно

Отдел экономики и финансов

-

-

-

-

-

-

8.3

Организация высокопроизводительных рабочих мест.

Ежегодно

Отдел экономики и финансов

-

-

-

-

-

-

8.4

Реализация инвестиционных проектов, в т.ч.:

  1. Строительство завода по глубокой переработке картофеля (2019 – 2021)
  2. Открытие молочного комплекса (ООО «Тукай») 2019 год
  3. Создание комплекса по содержанию нетелей (ООО СХП «Северный») 2019 год
  4. Создание птицеводческой фермы (КФХ Бариева Р.Х.) 2019 год
  5. Создание линии по производству кормов для КРС (ООО «Нива Агро») 2019 год
  6. Строительство молочной фермы (КФХ Шакирзянов Д.З.) 2019 год
  7. Производство строительных материалов. Ремонт сельскохозяйственных агрегатов (ИП Фасахиев Д.Ш.) 2019 – 2020
  8. Производство пластмассовых изделий, используемых в строительстве (ООО «Арск пласт») 2019 год
  9. Производство профнастила, металлопрокат (ООО «Центр Кровли Арск») 2019 – 2022
  10. Создание муниципального агропромышленного парка. Профильное направление – переработка сельхозпродукции (2019 год)
  11. Создание производства сэндвич панелей (ООО «Металл») 2019 год
  12. Реализация проекта по переработке продуктов сельского хозяйства: пакетирование молока, производство комбикормов, переработка мяса (ООО «Верное решение») 2020 год
  13. Создание производства архитектурного бетона (2022 год)
  14. Создание цеха по изготовлению стойлового оборудования (ООО «ТехноАрск») 2019 год

2019 – 2023

Отдел экономики и финансов

-

-

-

-

-

-

8.5

Создание в МФЦ АМР системы одного окна для инвесторов. Разработка регламента работы через одно окно МФЦ АМР.

2019

Отдел экономики и финансов

-

-

-

-

-

-

 

Раздел 4. УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ И МЕХАНИЗМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

 

Планирование, взаимодействие, координацию и общий контроль над исполнением Программы осуществляет исполнительный комитет Арского муниципального района, который ежегодно уточняет целевые показатели мероприятий Программы, механизм реализации Программы и состав исполнителей, запрашивает у субъектов, ответственных за выполнение мероприятий, сведения о ходе выполнения Программы.

Реализация Программы осуществляется в соответствии с ежегодным планом, содержащим перечень мероприятий с указанием сроков их выполнения, бюджетных ассигнований.

Внесение изменений в Программу осуществляется ответственным исполнителем мероприятий Программы либо во исполнение поручений Правительства Республики Татарстан в соответствии с установленными требованиями.

 

 

Раздел 5. ИНДИКАТОРЫ ЦЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Реализация мероприятий программы, направленных на развитие МСП муниципального образования, увеличение доли занятых в МСП и экономических показателей деятельности МСП, позволит обеспечить производство конкурентоспособной продукции, увеличить доходную часть местных бюджетов, повысить благосостояние и уровень жизни населения, улучшить положение на рынке труда, обеспечить формирование среднего класса. Оценка эффективности реализации программы осуществляется путём мониторинга достижения основных целевых показателей программы с ежегодным докладом об их исполнении.

Социально-экономическая эффективность реализации программы оценивается по степени достижения установленных целевых индикаторов к 2023 году:

Информация о составе индикаторов приводится в таблице 4.

 

 

Таблица 4

 

Наименование индикатора

Единица измерения

Значение

в базовом

2018 году

2019

2020

2021

2022

2023

Валовый территориальный продукт

Прирост валового территориального продукта (млрд.руб.)

12,3

12,9

13,5

14,2

14,9

15,6

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства

Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, функционирующих на территории района (ед.)

312

325

340

355

370

390

Количество индивидуальных предпринимателей

Увеличение количества индивидуальных предпринимателей (чел.)

1081

1120

1150

1170

1200

1240

Количество зарегистрированных самозанятых

Увеличение количества самозанятых, прошедших регистрацию в мобильном приложении «Мой налог» (чел.)

0

250

300

350

400

450

Количество предпринимателей, получивших государственную финансовую поддержку

Увеличение количества предпринимателей, получивших государственную финансовую поддержку (чел.)

8

10

12

14

16

18

Количество новых кооперативов

Количество новых созданных кооперативов на территории района (ед.)

10

12

14

16

18

20

Доля продукции, работ (услуг), произведенных малыми и средними предприятиями

Увеличение доли продукции, работ (услуг), произведенных малыми и средними предприятиями Арского муниципального района (%)

29,6

32,6

35,7

38,8

41,9

45

Новые рабочие места

Увеличение вновь созданных рабочих мест в малом и среднем предпринимательстве (ед.)

75

320

80

110

90

100

Доля налоговых поступлений

Увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства Арского района (%) по отношению к предыдущему году

114

121

106

105

105

106

Количество туристов

Увеличение количества туристов, посетивших Арский район (чел.)

60535

68335

76235

84235

94235

105235

 

 

pdf
Скачать текст
PDF, 5.65 Мб

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International