О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АРСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2016-2020 ГОДЫ

В целях создания условий для добросовестной конкуренции, эффективного функционирования механизмов поддержки социально ориентированных организаций и социального предпринимательства исполнительный комитет Арского муниципального района ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. В постановление исполнительного комитета Арского муниципального района №332 от 28.03.2016 «Об утверждении муниципальной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Арском муниципальном районе на 2016-2020 годы» внести следующие изменения:

а) Приложение №1 изложить в следующей редакции.

2. Опубликовать настоящее постановление путем размещения на официальном портале правовой информации Республики Татарстан (http://pravo.tatarstan.ru/) и на официальном сайте Арского района (http://arsk.tatarstan.ru/).

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя исполнительного комитета Арского муниципального района З.З.Шарафутдинова.

 

 

Руководитель                                                    И.А. Галимуллин

 

 

 

Приложение № 1 к постановлению исполнительного комитета Арского муниципального района

от «___» _________20__г. №____

 

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства

в Арском муниципальном районе на 2016-2020 годы»

 

Паспорт программы

Основание для разработки

Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Разработчик

 Отдел экономики и финансов исполнительного комитета Арского муниципального района

Исполнители

Структурные подразделения исполнительного комитета Арского муниципального района, редакция районной газеты, отдел статистики, палата земельных и имущественных отношений, отдел внутренних дел Арского района, ГКУ ЦЗН Арского района, Арский отдел УФС государственной регистрации, кадастра и картографии, МРИ ФНС РФ №5 по РТ, субъекты малого и среднего предпринимательства, социальные предприниматели.

Основная цель

Повышение благосостояния граждан и формирование экономически активного среднего класса, обеспечение устойчивого социально-экономического развития района, увеличение удельного веса малого и среднего бизнеса в экономике района.

Основные задачи

1. Обеспечение благоприятного предпринимательского климата путем снятия нормативно-правовых, административных и организационных барьеров, препятствующих эффективному развитию бизнеса;

2. Расширение доступа субъектов предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе через привлечение внебюджетных средств;

3. Развитие лизинга оборудования и технологий;

4. Оказание субъектам предпринимательства реальной финансово-имущественной и организационно-методической поддержки;

5. Создание и развитие объектов инфраструктуры развития малого и среднего бизнеса;

6. Поддержка приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса;

7.Создание дополнительных стимулов для вовлечения незанятого населения в сферу малого и среднего бизнеса;

8.Повышение социальной ответственности и эффективности малого и среднего бизнеса.

9. Создание условий развития личных подсобных хозяйств.

Срок реализации

2016 - 2020 годы

Ожидаемые конечные результаты

1. Выполнение мероприятий программы позволит обеспечить условия для сохранения действующих и создания новых малых и средних предприятий, что даст возможность увеличить число рабочих мест в сфере малого и среднего предпринимательства.

2. Общий вклад малого и среднего предпринимательства в валовой территориальный продукт увеличится на 10 процентных пункта.

3. Увеличение доли налоговых поступлений на 15 процентных пункта.

4. Уровень заработной платы работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве не ниже размера минимального потребительского бюджета.

5. Увеличение числа крестьянско-фермерских хозяйств.

6. Выполнение программы приведет к увеличению поголовья скота в частном секторе.

 

 

Термины, определения и используемые сокращения

 

Субъекты малого и среднего предпринимательства – внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Арского муниципального района и г. Арск и соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

  1. от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  2. до 100 человек включительно для малых предприятий;
  3. среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Административные барьеры – действия, нарушающие законодательство, совершаемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, контролирующими (надзорными) организациями и юридическими лицами, а также действия, создающие дополнительные и усложняющие процедуры в сфере хозяйственной деятельности.

Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства – система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства и оказания им поддержки.

Субсидирование процентной ставки – денежная компенсация части расходов по уплаченным процентам по привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства кредитам коммерческих банков и лизинговых компаний.

 

В тексте используются следующие сокращения:

МСП  – малое и среднее предпринимательство;

Программа – Программа Поддержка и развития малого и среднего предпринимательства Арского муниципального района Республики Татарстан на 2016 – 2020 годы»

ИП – индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпри­нимательскую деятельность без образования юридического лица.

 

 

 

  1. Характеристика проблемы

 

  1. Анализ развития малого и среднего предпринимательства в Арском муниципальном районе РТ

 

В 2015 году в Арском муниципальном районе действовало 234 малых предприятий, 937 предпринимателей без образования юридического лица, в т.ч. 121 фермерских хозяйств. Индекс промышленного производства за 2015 год составил 104,5%, но в структуре валового территориального продукта доля промышленности составляет лишь 14%.

Предпринимательская деятельность – немаловажный доходный источник в бюджет Арского района. Если в 2014 году в местный бюджет от малого бизнеса поступило более 20% всех поступлений, то в 2015 году бюджет на треть состоит из поступлений от субъектов малого предпринимательства.

Число предпринимателей без образования юридического лица также активно росло в последние годы, однако число малых предприятий растет более медленными темпами.

Можно выделить ряд сфер экономической деятельности, в которых в последние годы малые предприятия активно развивались. Наибольшее число малых предприятий приходится на сферу оптовой и розничной торговли, а также сельское хозяйство. Данные сферы деятельности остаются привлекательными на протяжении многих лет. Это говорит о том, что субъекты малого бизнеса стремятся сконцентрировать все свои ресурсы на наиболее рентабельных и важных для выживаемости направлениях деятельности, не требующих, как правило, крупных долговременных инвестиций.

В Арском районе оказывают услуги 85 объектов бытового обслуживания населения, в том числе:

      18 предприятий по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования,

      16 парикмахерских,

      8 мастерских по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий,

      6 мастерских по ремонту, окраске и пошиву обуви,

      1 предприятие, оказывающее ритуальные услуги,

      9 предприятий по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры,

      14 предприятий по изготовлению и ремонту мебели,

      13 прочих услуг.

 

Сфера розничной торговли также достаточно развита в районе:

      369 магазинов,

      8 аптек, аптечных киосков и пунктов,

      30 ресторанов, кафе и столовых,

      7 автозаправочных станций, в том числе 2 газовые заправки.

 

Распределение малых предприятий по сферам экономической деятельности определяется спецификой конкурентной среды, барьерами для входа в рынок, в том числе и административными, особенностями лицензирования деятельности, спросом на соответствующую продукцию и услуги. Наиболее активный рост малых предприятий наблюдается в сфере оптовой и розничной торговли, что объясняется низким барьером для входа на этот рынок, высоким спросом на данные виды услуг и низким объемом необходимых первоначальных инвестиций.

 

2. Общая характеристика состояния ЛПХ, малого и среднего предпринимательства района

 

Предпринимательство играет существенную роль в экономике муниципального района, в формировании налогооблагаемой базы и обеспечении потребностей населения. Важная роль малого и среднего бизнеса и в социальном плане: прежде всего – это создание новых рабочих мест, что существенно влияет на уровень безработицы в районе. В сфере малого и среднего бизнеса занята наиболее активная в социально-экономическом плане часть населения.

По состоянию на 01 января 2016 года на территории района зарегистрировано 1171 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 937 – это индивидуальные предприниматели. Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом территориальном продукте за 2015 год составила 29,4%

По видам деятельности предпринимательство района представлено во всех отраслях экономики. Распределение субъектов предпринимательства Арского муниципального района по видам деятельности за 2015 год приведено в таблице 1.

 

Таблица 1

Распределение субъектов малого предпринимательства Арского муниципального района по видам деятельности за 2015 год

 

Вид экономической деятельности

Количество малых предприятий, единиц

Количество индивидуальных предпринимателей

Сельское хозяйство

18

119

Обрабатывающие производства

25

90

Строительство

35

19

Торговля

109

468

Гостиницы и рестораны

 

19

Транспорт и связь

6

100

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление  услуг

23

48

Прочие

18

74

ИТОГО

234

937

 

В настоящее время наблюдается тенденция увеличения численности крестьянских фермерских хозяйств, которые осуществляют свою деятельность в растениеводстве, животноводстве, пчеловодстве и т.д. В 2011-2015 г.г. получили государственную поддержку 32 крестьянских фермерских хозяйств. В том числе по программе «Семейные фермы» - 27, по программе «Начинающие фермеры» - 5 глав КФХ.

Огромную роль в развитии экономики района играет развитие и рост частного сектора. В 2015 году 30 глав ЛПХ получили субсидию на строительство мини-ферм на общую сумму 6 млн.руб. Количество поголовья КРС в частном секторе в 2015 году составило 13 730 голов, из них коров 5 692 голов.

Наиболее привлекательной для частного предпринимательства в районе является отрасль торговли. Основная сеть магазинов в районе реализует смешанный ассортимент товаров. В качестве положительного примера хочется привести работу ООО фирма «Круг», ООО фирма «Тайд-фойл», ООО «ТД Айракс», где постоянно совершенствуется работа с клиентами, практикуется система скидок, различных поощрений пенсионерам, инвалидам, а также уделяется большое внимание техническому оснащению, эстетическому, техническому состоянию и обслуживанию. Также имеются и специализированные магазины, такие как «Стройматериалы», «Автозапчасти», «Цветы», специализирующийся на бытовой технике «Портал», специализированные продуктовые магазины «Магнит», «Пятерочка+», «Эссен», «Тәмле», салоны мобильной связи. Бытовые услуги по ремонту обуви, услуги фотографии, услуги парикмахерской оказываются индивидуальными предпринимателями.

В среднем по району в структурах индивидуальных предпринимателей и малых предприятиях занято более 6 тыс. человек.

Субъекты малого предпринимательства активно участвуют в конкурсах по поставке товаров и оказания услуг для нужд муниципального района.

 

3. Основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства

 

В городе Арск и Арском муниципальном районе, несмотря на достаточно активное развитие малых предприятий в сфере оптовой и розничной торговли, отмечается недостаточный уровень участия малого и среднего бизнеса в промышленности и строительстве.

Необходимость поддержки малого и среднего предпринимательства связана с задачей компенсации неравных условий, в которых находятся субъекты малого и среднего предпринимательства по сравнению с крупными предприятиями. Развитие малого и среднего предпринимательства особенно в сфере производства и инновационной деятельности, имея значительный потенциал, может происходить лишь при условии получения целенаправленного содействия и поддержки со стороны государственных структур.

В Арском районе существуют следующие проблемы, тормозящие развитие малого и среднего бизнеса:

1) недостаток финансовых и инвестиционных ресурсов, в том числе собственного капитала и оборотных средств предприятий;

2) высокая стоимость подключения хозяйствующих субъектов к ресурсам естественных и локальных монополий;

3) дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень их профессиональной подготовки;

4) отсутствие системы комплексного сопровождения начинающих предпринимателей;

5) административные барьеры.

Таким образом, для поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Арском муниципальном районе необходимо создание системы комплексной поддержки в увязке с уже имеющейся системой региональной и государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

Необходимость разработки Программы на период 2016 – 2020 гг. и решения задач по развитию малого и среднего предпринимательства программно-целевым методом обусловлены:

      комплексным характером проблем малого и среднего предпринимательства и необходимостью их интеграции с действующими областными, районными и муниципальными программами;

      планами по реализации на территории района Комплексного инвестиционного плана, предполагающего развитие малого и среднего предпринимательства как условия и инструмента снижения зависимости городской и районной экономики от крупных сельскохозяйственных и прочих монополий, и предприятий;

      потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций для решения проблем предпринимателей и развития экономики города.

Проведение эффективной последовательной политики по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса позволит провести диверсификацию экономики, создать новую движущую силу экономического роста Арского муниципального района и г.Арск.

 

4. Определение приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства

 

В городе Арск и Арском районе в сфере развития малого и среднего бизнеса несбалансированно высокой является доля предприятий оптовой и розничной торговли. Помимо поддержки организаций, занятых торговлей, необходимо содействие развитию предприятий в сфере промышленности, строительства, бытового обслуживания. Сложившаяся в Арском районе традиционная структура экономики, опирающаяся на производство сельскохозяйственной продукции, торговли и строительстве, должна быть изменена в сторону увеличения доли малого и среднего бизнеса. Наконец, определение приоритетных направлений должно быть увязано с общими целями и задачами Комплексного инвестиционного плана развития Арского района. Таким образом, к числу приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса можно отнести:

1)      развитие традиционных отраслей (производство сельскохозяйственной продукции, строительных материалов, продуктов питания и т.д.). Создание предприятий малого и среднего бизнеса в традиционных отраслях позволят в короткие сроки решить проблему занятости высвобожденных в результате экономического кризиса работников, обеспечит развитие смежных предприятий и новые рабочие места для квалифицированных специалистов;

2)      развитие малых предприятий по оказанию услуг для создаваемых новых производств и действующих промышленных предприятий;

3)      развитие сферы бытового обслуживания и платных услуг. Предприятия в сфере бытового обслуживания требуют минимального объема первоначальных инвестиций и способны в короткие сроки создать новые рабочие места, повышая качество жизни населения;

4)      развитие предпринимательства в сфере строительства;

5) создание и развитие частных и муниципальных промышленных площадок, индустриальных и агропромышленных парков

 

В отраслевом разрезе на сегодняшний день приоритетными направлениями развития предпринимательства в рамках Программы являются:

- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

- производство пищевых продуктов, в том числе хлеба и хлебобулочных изделий;

- производство строительных материалов;

- переработка продукции сельского хозяйства;

- строительство;

- развитие туризма;

- оказание бытовых услуг населению;

- общественное питание;

- обслуживание жилищно-коммунального хозяйства.

 

5. Инвестиционный климат Арского муниципального района

 

Инвестиционный климат характеризуется условиями, в которых протекает финансирование деятельности малого и среднего предпринимательства из внешних источников. Показатели, представленные в главе «Основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства», позволяют сделать вывод о том, что нынешний инвестиционный климат не является благоприятным для развития малого и среднего предпринимательства.

Меры, направленные на улучшение инвестиционного климата и повышения привлекательности предпринимательства для инвестиций, в первую очередь, связаны с изменением режима взаимодействия предпринимателей и органов власти с точки зрения снижения административных барьеров. Это означает как снижение времени, необходимого на формальные процедуры, связанные с регистрацией субъекта малого и среднего предпринимательства, так и упрощение процедуры на всех уровнях. Это может включать в себя следующие мероприятия:

• снижение сроков предоставления земельных участков в пользование и (или) в собственность, облегчение процедуры прохождения документов на отвод участков, получения согласований и разрешений;

• введение практики преимущественного права выкупа арендованных помещений;

• составление перечней муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц;

• сокращение числа проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, переход к преимущественной документарной проверке и регулирование числа надзорных органов;

• повышение правовой осведомленности и информированности предпринимателей относительно всех процедур взаимодействия с властными органами;

• сокращение числа и (или) времени разрешительных процедур, необходимых для начала бизнеса, упрощение процедуры регистрации;

• организация горячего телефонного канала для субъектов малого и среднего предпринимательства для вопросов, жалоб, обращений.

Их осуществление предполагается начать в первый год реализации программы и завершить к 2017 году, однако большинство мероприятий должно быть завершено к началу второго года (2018г) реализации программы, поскольку данный раздел мероприятий оказывает непосредственное влияние на реализацию прочих.

Для реализации данных мероприятий, необходимы адаптация в районе уже принятых федеральных законодательных изменений в области регулирования малого и среднего предпринимательства и оказания поддержки предпринимателям, осуществление ряда мер, направленных на корректировку выстроенных отношений между областными органами власти и субъектами предпринимательства, а также введение новых видов услуг.

Создание благоприятного инвестиционного климата позволит реализовать основные инвестиционные преимущества Арского муниципального района и г.Арск. В первую очередь - это близость уникальных месторождений строительных материалов (красной глины и др.).

Помимо наличия полезных ископаемых к преимуществам развития малого и среднего бизнеса  можно отнести такие характеристики, как близость к центру региона - г.Казани, высокая обеспеченность базовыми инфраструктурами: наличие железной дороги и автомагистрали регионального значения с выходами на внешние связи района, сетями по передаче и распределению электро и теплоэнергии, воды, наличие благоприятных условий для организации переработки сельхозпродукции,  значительный социально- культурный потенциал города и района.

 

6. Нормативно-правовое обеспечение развития предпринимательства и снижение административных барьеров

 

Совершенствование нормативного обеспечения предпринимательской деятельности является одним из приоритетных направлений для создания благоприятных условий развития предпринимательства. Основой этого является федеральная нормативная правовая база. С учетом федеральной и республиканской нормативно-правовой базы, планируется разрабатывать нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Нерешенными вопросами остаются административные барьеры, мешающие активному развитию предпринимательства и создающие элемент недоверия к органам государственной и муниципальной власти со стороны предпринимателей. Так же необходимо снижение административных барьеров при получении государственной поддержки для развития КФХ и ЛПХ. Для устранения административных барьеров, связанных с необоснованными согласованиями, разрешениями, контрольными проверками, органам государственной власти необходимо способствовать упрощению вышеперечисленных процедур.

В целом для снижения влияния административных барьеров на деятельность предпринимателей планируется объединение усилий общественных организаций предпринимателей, представителей законодательной и исполнительной власти, правоохранительных органов, привлечение к работе квалифицированных специалистов.

 

7. «Социальное предпринимательство»

как способ социально-экономической деятельности

 

Для российской экономики социальное предпринимательство является относительно новой категорией, поскольку представляет собой новый подход к решению социальных проблем.

В современной России огромное множество актуальных социальных проблем, таких как безработица, сокращение государственных расходов на развитие социальной сферы, снижение уровня жизни населения, сокращение перечня бесплатных услуг, оказываемых в рамках бесплатного медицинского обслуживания, увеличение количества граждан престарелого возраста и как следствие старение населения требуют инновационный подход к их решению. В роли такого подхода выступает социальное предпринимательство, основной целью которого, является решение социальных проблем.

Социальное предпринимательство смело можно отнести к социально ответственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, направленное на решение социальных проблем. Социальный предприниматель посредствам внедрения инноваций положительно влияет на экономику страны, аккумулируя невостребованные ранее ресурсы. Социальные предприниматели готовы делать инвестиции и рисковать для реализации своих идей, что способствует росту масштаба их деятельности. Таким образом, базисом социального предпринимательства, так или иначе, является выполнение социальной миссии и идея «спасения общества» от глобальных проблем в рамках бизнеса. Социальное предприятие стремится к самоокупаемости и финансовой устойчивости, что благотворно влияет на стратегическое развитие и бюджет страны.

Несмотря на процесс становления социального предпринимательства в России, уже можно выделить основные секторы, наиболее благоприятные для развития данного феномена:

•        сфера образования;

•        область «серебряной экономики», включающая в себя проекты, связанные с социализацией, адаптацией людей пенсионного и предпенсионного возраста;

•        сферу, связанную с социальной адаптацией людей с ограниченными возможностями;

•        область доступного здравоохранения;

•        профилактика социального сиротства;

•        поддержка материнства и детства;

•        развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии;

•        развитие межнационального сотрудничества.

Важной является проблема реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями. Пути решения данной проблемы посредством социального предпринимательства заключаются в производстве средств реабилитации, трудоустройстве и социальной адаптация инвалидов.

В качестве моделей социального предпринимательства в России можно выделить следующие формы: 1) производство товаров; 2) предоставление социально значимых услуг и работ, в т. ч. для отдельных категорий граждан.

Прежде всего, это обеспечение занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 лет, предшествующих дате проведения конкурсного отбора, лиц, при условии, что среднесписочная численность указанных категорий граждан среди их работников составляет не менее 50 %; а доля в фонде оплаты труда – не менее 25 %.

Так же исследователи в качестве необходимого отмечают предоставление услуг, а в некоторых случаях производство товаров, в следующих сферах деятельности:

•        помощь в определении профессиональной ориентации и трудоустройства, включая содействие самозанятости;

•        деятельность, направленная на улучшение качества жизни населения: социальное обслуживание граждан, услуги здравоохранения, физической культуры и спорта, проведение занятий в детских секциях;

•        содействие пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

•        помощь инвалидам, производство протезно-ортопедических изделий, а также технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

•        работа с нуждающимися категориями в сфере культурно-просветительской деятельности (театры, школы- студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские);

•        предоставление образовательных услуг категориям граждан, имеющим трудности, связанные с обучением;

•        содействие вовлечению в социально-активную деятельность социально незащищенных групп граждан (инвалиды, сироты, выпускники детских домов, пожилые люди, люди, страдающие наркоманией и алкоголизмом);

•        профилактика социально опасных форм поведения граждан;

•        в том числе выпуск периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.

Развитие социального предпринимательства несет в себе множество факторов, положительно влияющих на жизнь общества:

•        социальная поддержка: работа с социально незащищенными слоями населения, социализация и ресоциализация социально уязвимых групп населения, реализация проектов, ориентированных на трудоустройство лиц без определенного места жительства и т.п.;

•        обеспечение трудовой занятости населения по средствам реализации социальных проектов, обеспечивающих самозанятость населения, создание рабочих мест для социальных организаций;

•        рост социально экономической эффективности регионов за счет уменьшения нагрузки на бюджеты всех уровней путем реализации частных социальных предпринимательских проектов, главенствующую роль в которых занимает государство. Эти задачи поставлены в области развития дошкольного, специализированного и дополнительного образования, здравоохранения (в т.ч. частных домов престарелых), массового спорта и др.;

•        территориальное развитие за счет насыщения городской среды и повышения территориальной связности, в том числе за счет развития неиспользуемых земель и создания транспортной инфраструктуры;

•        развитие культурной среды посредствам максимально эффективного использования социальными предпринимателями потенциала культурных учреждений.

Среди принципов социального предпринимательства основными являются инновационность, самоокупаемость, финансовая устойчивость. К социальным инновациям относятся новые стратегии, концепции, идеи и организации, которые удовлетворяют любые социальные потребности – от условий труда и образования до развития сообществ, и здравоохранения, способствуя расширению и упрочению гражданского общества. Финансовая устойчивость, предполагает решение социальных проблем за счет доходов, получаемых от собственной деятельности. Преследуя социальную миссию, социальный предприниматель обращает внимание социума на значимость актуальной проблемы, с помощью действий пытается изменить отношение общества к поставленному вопросу.

Объектом социального предпринимательства является конкретная проблема, существующая в социальной сфере общества. Субъект социального предпринимательства достаточно сложен и может определяться двумя способами: либо это сам социальный предприниматель, либо это все участвующие стороны, для которых удовлетворение потребностей и решение определённых проблем является результатом социального предпринимательства. Социальное предпринимательство изначально не ограничено в объеме ресурсов, времени и пространстве, и поэтому предполагает стремительное увеличение области воздействия и распределение опыта.

Социальное предпринимательство балансирует на пересечении традиционного бизнеса и благотворительности. Полученные материальные средства не распределяются между владельцами, а реинвестируются, что является отличительной особенностью социального предпринимательства.

Критерии для определения социального предпринимательства.

1. Социальное воздействие. Данный критерий указывает измеримость социального результата.

2. Социальные инновации – новые уникальные подходы к решению социальных проблем.

3. Самофинансирование – способность предприятия обеспечивать работу, за счет доходов, полученных от собственной деятельности.

4. Степень распространенности социальных услуг организации. Данный критерий показывает возможность или невозможность увеличения объема деятельности социальной организации.

 

 

 

  1. Цели, задачи и принципы реализации Программы

 

  1. Цели Программы по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства

 

Целью Программы является повышение благосостояния граждан и формирование экономически активного среднего класса, создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для устойчивого развития субъектов предпринимательства, обеспечивающих сохранение и создание новых рабочих мест, стабильное поступление налогов в бюджеты всех уровней, формирование среднего класса.

Общая цель Программы — обеспечение развития малого и среднего предпринимательства как основы формирования оптимальной территориальной и диверсифицированной отраслевой структуры экономики, обеспечивающей устойчивое развитие города Арск и Арского района.

Основными целями Программы по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства являются:

1)      обеспечение воспроизводства и развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

2)      увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в общем объеме производимой продукции предприятиями города Арск и Арского района;

3)      обеспечение занятости и развитие самозанятости населения;

4)      содействие росту уровня жизни и доступности социальных благ;

5)      укрепление социально-экономических позиций среднего класса;

6)      рост налогооблагаемой базы города Арск и Арского района.

 

 

  1. Основные задачи, решаемые реализацией программных мероприятий

 

Для достижения основных целей Программы и обеспечения результатов их реализации, а также исходя из объективных потребностей малого и среднего бизнеса города, необходимо решение следующих задач по трем основным направлениям:

1)      создание благоприятных условий для развития предпринимательской среды;

2)      развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

3)      финансовая и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

А именно:

  • обеспечение благоприятного предпринимательского климата путем снятия нормативно-правовых, административных и организационных барьеров, препятствующих эффективному развитию бизнеса;
  • расширение доступа субъектов предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе через привлечение внебюджетных средств, развитие лизинга оборудования и технологий;
  • оказание субъектам предпринимательства реальной финансово-имущественной и организационно-методической поддержки;
  • обеспечение предприятий квалифицированными информационными, консалтинговыми и обучающими услугами;
  • создание и развитие объектов инфраструктуры;
  • поддержка приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса;
  • оказание необходимой поддержки для увеличения количество работающих фермерских ферм;
  • увеличение поголовья в лично подсобных хозяйствах за счет увеличения количества работающих семейных ферм.

 

  1. Принципы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства

 

1)      Системность: обеспечение функциональной взаимозависимости и взаимодополняемости мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса и иных мероприятий Комплексного инвестиционного плана развития города Арск и Арского района.

2)      Конкурсность: обеспечение равных возможностей для субъектов малого и среднего предпринимательства при получении поддержки органов местного самоуправления.

3)      Концентрация: преимущественная поддержка проектов, соответствующих стратегическим направлениям развития города.

4)      Паритетность: преимущественная поддержка проектов, имеющих софинансирование со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства.

5)      Открытость: открытость мероприятий системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

6)      Эффективность: дальнейшее финансирование получают только проекты, показавшие свою эффективность.

 

  1. Взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности

 

Существенным элементом создания благоприятного климата для развития предпринимательства являются совместные действия в области социальной политики, развития экономики, занятости, социальной и правовой защиты работников предпринимательства органов государственной власти, профсоюзов и предпринимателей. В рамках программных мероприятий планируется привлечение средств массовой информации по пропаганде положительного опыта по поддержке предпринимательской деятельности, освещению проблем развития отрасли, реализации системного подхода в создании положительного имиджа предпринимателя.

 

  1. Перечень программных мероприятий

 

Программные мероприятия определены исходя из основных целей и задач, необходимых для решения поставленных целей. Программные мероприятия структурированы по четырем направлениям:

 

  1. Создание благоприятных условий для развития предпринимательской среды

Мероприятие 1.1. Информационно-аналитическая поддержка развития малого и среднего предпринимательства:

•        финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Арского муниципального района, покрывающая часть затрат на маркетинговые и социологические исследования рынка, мониторинги, анализ и прогнозирование (через механизмы государственной поддержки Центра поддержки предпринимательства Министерства Экономики РТ);

•        определение актуального состояния на возможном рынке сбыта, проблем и препятствий (потенциальных и реальных), целевой аудитории, потребностей и спроса, а также наиболее привлекательной ниши для начала деятельности;

•        создание благоприятной среды для развития деятельности;

•        создание доступной информационно-аналитической базы об актуальном состоянии сферы малого и среднего предпринимательства г. Арск и Арского района, предполагающей прогнозирование развития;

•        облегчение доступа к нормативно-правовой законодательной базе.

Цель мероприятия – создание системы информационно-аналитического сопровождение деятельности малого и среднего бизнеса.

Реализация мероприятия – мониторинг и формирование нормативно-правовой базы в различных сферах деятельности малого и среднего бизнеса, доведение до сведения субъектов малого и среднего предпринимательства разъяснений и комментариев к основным нормативно-правовым актам Российской Федерации и Республики Татарстан, предоставление доступа к информационным базам данных и иным информационным ресурсам, находящимся в распоряжении Исполнительного комитета Арского муниципального района РТ, консультирование в составлении типовых документов, используемых в процессе предпринимательской деятельности, подготовка изменений в учредительные документы, формирование деловой библиотеки при активном участии представительства Центра поддержки предпринимательства при Министерстве экономики РТ в Арском районе, проведение маркетинговых исследований, мониторинг развития малого и среднего предпринимательства на территории города, создание сайта «Малое и среднее предпринимательство в городе Арск и Арском муниципальном районе».

Результат реализации мероприятия – мониторинг и формирование нормативной базы, проведение маркетинговых исследований, формирование деловой библиотеки, создание и развитие сайта «Малое и среднее предпринимательство в городе Арск и Арском муниципальном районе».

Планируемый размер и источники финансирования: не предусмотрено. Формирование и заполнение сайта за счет инициативы предпринимательского сообщества Арского муниципального района РТ. Частично реализовано за счет сайта www.arsk16.ru Практическая консультационная деятельность за счет компетенций и полномочий Представительства Центра поддержки предпринимательства при Министерстве экономики РТ в Арском районе, а также в рамках деятельности создаваемого Координационного Совета по поддержке предпринимательства при Главе Арского муниципального района РТ.

 

Мероприятие 1.2. Создание системы комплексного сопровождения начинающих предпринимателей г. Арск и Арского муниципального района РТ:

•        Консультационная и информационная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Арского муниципального района, физическим лицам – потенциальным субъектам малого и среднего предпринимательства Арского муниципального района;

•        Оказание правовой и консультационной помощи;

•        Прием жалоб, связанных с несанкционированными проверками правоохранительных и контролирующих органов.

Цель мероприятия – создание системы комплексного сопровождения начинающих предпринимателей с помощью предоставления консультационных услуг на базе представительства Центра поддержки предпринимательства при Министерстве экономики РТ в Арском районе, а также Отдела экономики и финансов Исполнительного комитета Арского муниципального района.

Реализация мероприятия – предоставление консультационных услуг по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, бизнес-   планирования, правовой защиты, информационных технологий, кадровой работы, проведения рекламных мероприятий и развития предпринимательства.

Результат реализации мероприятия – предоставление консультационных услуг не менее 100 представителям малого и среднего предпринимательства, физическим лицам – потенциальным субъектам малого и среднего предпринимательства Арского муниципального района ежегодно.

Планируемый размер и источники финансирования: не предусмотрено.

 

Мероприятие 1.3. Реализация программ обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации:

•        формирование высокопрофессионального бизнес-сектора малого и среднего предпринимательства г. Арск и Арского муниципального района;

•        создание доступного информационного поля для субъектов малого и среднего предпринимательства, потребителей, потенциальных партнеров и заинтересованных лиц.

Цель мероприятия – подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства г.Арск и Арского муниципального района в соответствии с определенными приоритетными направлениями развития малого предпринимательства.

Реализация мероприятия – организация и проведение семинаров, конференций, выставок, курсов подготовки, практическая помощь и координация в переподготовке и повышении квалификации субъектов малого и среднего предпринимательства г. Арск и Арского района, а также физических лиц – потенциальных субъектов малого и среднего предпринимательства Арского муниципального района, помощь в размещении информационных статей некоммерческого характера для субъектов малого и среднего предпринимательства в СМИ, консультации по разработке и изготовлении информационных некоммерческих материалов.

Результат реализации мероприятия – помощь и координация в повышении квалификации обучение и переобучение - по фактам обращений (постоянно). Проведение и координация в участии выставочных мероприятий, конференций, семинаров, круглых столов для субъектов малого и среднего предпринимательства г. Арск и Арского муниципального района в соответствии с определенными приоритетными направлениями развития малого предпринимательства - не менее 8 мультиформатных мероприятий ежегодно.

Планируемый размер и источники финансирования: не предусмотрено.

 

Мероприятие 1.4. Повышение статуса малого и среднего предпринимательства.

Цель мероприятия – пропаганда роли и места малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в развитии экономики города Арск и Арского муниципального района, популяризация передового опыта и привлечение различных слоев населения к предпринимательской деятельности, распространение положительного опыта работы лучших малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей, повышение их роли в социальном и экономическом развитии района.

Реализация мероприятия – подготовка информационной документации и всестороннее освещение мероприятий по подготовке и проведению конкурсов в средствах массовой информации, содействие участию субъектов МСБ в выставках и ярмарках.

Результат реализации мероприятия – популяризация предпринимательской деятельности среди молодежи. Развитие предпринимательской инициативы и создание положительного имиджа предпринимательства. Повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Планируемый размер и источники финансирования: не предусмотрено.

 

Мероприятие 1.5. Снижение административных барьеров.

Цель мероприятия – упрощение процедуры регистрации малых и средних предприятий и осуществление информационной поддержки по взаимодействию субъектов малого и среднего предпринимательства г. Арск и Арского района с органами власти.

Реализация мероприятия – создание прозрачной и оперативной системы реагирования при регистрации новых, а также обращении малых и средних предприятий, информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в вопросах взаимодействия с органами власти путем дополнительного информирования и размещения информационных материалов в СМИ в рамках деятельности Координационного совета по поддержке предпринимательства при Главе Арского муниципального района РТ;

Результат реализации мероприятия – более активное применение мероприятий, направленных на снижение административных барьеров и упрощение процедур, связанных с регистрацией, а также деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Планируемый размер и источники финансирования: не предусмотрено.

 

  1. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

 

Мероприятие 2.1. Создание условий для формирования и развитие взаимодействия с некоммерческими организациями, выражающими интересы субъектов малого и среднего предпринимательства г. Арск и Арского района:

•        Создание возможности для диалога между субъектами малого и среднего предпринимательства и субъектами, выражающими их интересы;

•        Более эффективная защита интересов и прав предпринимателей;

•        Содействие некоммерческим организациям, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства г. Арск и Арского района, во взаимодействии предпринимателей с органами государственной и исполнительной власти на всех уровнях этого взаимодействия.

Цель мероприятия – обеспечение общественной защиты прав и законных интересов субъектов МСП.

Реализация мероприятия – подготовка, согласование и заключение соглашений о сотрудничестве между органами местного самоуправления и некоммерческими организациями, выражающими интересы субъектов малого и среднего предпринимательства г. Арск и Арского района; рассмотрение обращений данных организаций по защите прав и законных интересов их членов при проведении государственного контроля (надзора).

Результат реализации мероприятия – подготовка, согласование и заключение соглашений о сотрудничестве между органами местного самоуправления и некоммерческими организациями. 

Планируемый размер и источники финансирования: не предусмотрено.

 

Мероприятие 2.2. Создание проекта «Школа молодого предпринимателя»:

•        создание и развитие инфраструктуры малого и среднего предпринимательства г. Арск и Арского района;

•        поддержка начинающих предпринимателей;

•        создание дополнительных рабочих мест и комплексной материально-технической базы с привлечением потенциальных работодателей из числа МСП;

•        обеспечение лучших условий (с точки зрения обеспеченности всеми необходимыми средствами для начала и реализации предпринимательской деятельности) для субъектов малого и среднего предпринимательства;

•        создание условий для взаимодействия предпринимателей с возможностью дальнейшего сотрудничества;

•        создание новых компаний – налогоплательщиков, увеличивающее поступления в бюджет.

Цель мероприятия – создание проекта «Школа молодого предпринимателя», обеспечивающего информационную и консультационную поддержку и увеличение числа субъектов МСП в г.Арск и Арском районе.

Реализация мероприятия аренда современного офисного помещения, оборудованного всеми необходимыми коммуникационными системами и необходимыми видами связи (телефон, Интернет), предоставление услуг по деловому консультированию, участию в подготовке и проведении деловых переговоров, подготовке к выставкам, планированию маркетинга и рекламы, бизнес-планированию, юридическому сопровождению бизнеса.

Результат реализации мероприятия – проведение на базе создаваемой открытой тренинговой площадки не менее 24 мастер-классов и обучающих мероприятий для начинающих предпринимателей ежегодно.

Планируемый размер и источники финансирования: не предусмотрено.

 

  1. Консультационная и представительская поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

 

Мероприятие 3.1. Оказание содействия в подготовке документации на получение грантов, субсидий, софинансирования по действующим программам поддержки малого и среднего предпринимательства в министерствах и ведомствах республики Татарстан.

• консультационная либо представительская поддержка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, производителей товаров и услуг, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Арского муниципального района и г.Арск , направленная на получение государственной поддержки, связанной с началом деятельности, производством товаров и оказанием услуг, приобретением основных средств на основе финансовой аренды (лизинга), микрокредитованием, прочее.

Цель мероприятия – создание условий для формирования новых малых и средних предприятий в различных сферах экономики в соответствии с определенными приоритетными направлениями развития предпринимательства в Арском муниципальном районе, имеющих право на получение субсидий (грантов) для частичной компенсации расходов, связанных с началом либо продолжением предпринимательской деятельности.

Реализация мероприятия – сбор информации по потребностям субъектов малого и среднего предпринимательства в участии в программах государственной поддержки предпринимательства, консультационная и презентационная помощь в подготовке и их участии в конкурсном отборе субъектов малого предпринимательства для предоставления субсидий для компенсации расходов, связанных с началом либо текущим продолжением предпринимательской деятельности. Консультационное и презентационное и содействие в данном направлении осуществляется Заместителем руководителя исполнительного комитета Арского муниципального района РТ, а также силами Отдела экономики и финансов исполнительного комитета Арского муниципального района РТ

Результат реализации мероприятия – рост участия субъектов малого и среднего предпринимательства в государственных программах поддержки малого и среднего предпринимательства. Обеспечение консультационной и презентационной поддержки не менее 10 субъектов малого и среднего предпринимательства – участников программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства ежегодно.

Планируемый размер и источники финансирования: не предусмотрено.

 

4. Поддержка социального предпринимательства

 

Практика социального предпринимательства в России рассматривает различные подходы, в которых социальное предпринимательство рассматривается как: способ поддержки нуждающихся категорий граждан; механизм содействия экономическому развитию, предпринимательства; социально ориентированный бизнес; механизм решения социальных проблем, альтернативный государственному.

Совместно с Центром инноваций и социальной сферы при НО «Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан» по обучению социальных предпринимателей предлагаются следующие меры поддержки:

  • продвижение и поддержка субъектов социального предпринимательства, проектов в области социального предпринимательства, осуществляемых субъектами малого и среднего предпринимательства как часть их основной предпринимательской деятельности;
  • информационно-аналитическое и юридическое сопровождение субъектов социального предпринимательства (прием обращений социальных предпринимателей и СОНКО, консультационная и информационная поддержка);
  • обмен опытом по поддержке социальных инициатив субъектов малого и среднего предпринимательства (бизнес-встречи, «деловые завтраки» и др.);
  • проведение обучающих и просветительских мероприятий по развитию компетенций в области социального предпринимательства (образовательные семинары, круглые столы, обучение социальному предпринимательству и др.).
  • освещение всех проведенных мероприятий в районные СМИ.

 

  1. Целевые показатели

 

        

Наименование индикаторов и показателей

Годы

2015

факт

2016

план

2017

план

2018

план

2019

план

2020 план

2020 к уровню 2015, %

1.

Количество субъектов МСП (включая ИП), ед.

1171

1229

1290

1367

1450

1590

136

2.

Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тысячу человек населения района

22,4

23,5

24,7

25,7

27,3

29,9

133

3.

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий от совокупного количества экономически активного населения, %

26,0

27,3

29,6

31,5

33,7

35,6

137

4.

Среднесписочная численность работников, занятых в сфере МСП, чел.

6 218

6 530

6 855

7266

7694

8456

136

5.

Доля оборота субъектов МСП, занятых в неторговой сфере (в том числе ЖКХ, промышленность и строительство), % от общего оборота

25

26,2

28,7

30,4

33,5

36,8

147

7.

Количество субъектов МСП, получивших господдержку, ед.

11

14

20

27

31

32

290

 

  1. Механизм реализации Программы

 

Муниципальная целевая программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Арском муниципальном районе на 2016 – 2020 годы» является составной частью мер поддержки предпринимательства в Арском муниципальном районе и г.Арск. Одной из характерных черт Программы является наличие большого числа субъектов, заинтересованных в ее реализации: администрация г. Арск, администрация Арского муниципального района, бизнес- сообщество, население и т.д. Для согласования и учета интересов всех участников реализации Программы необходим высокий уровень взаимодействия различных уровней власти. Мероприятия, предусмотренные Программой, могут затрагивать интересы нескольких субъектов одновременно, поэтому для сбалансированности интересов в структуру управления реализацией Программы заложено участие всех заинтересованных сторон.

В соответствие с организационной структурой реализации Программы руководителем реализации Программы является Спичкин О.Е. – заместитель руководителя Исполнительного комитета Арского муниципального района РТ;

Руководитель направления по развитию малого и среднего бизнеса - Шарафутдинов З.З. – начальник отдела экономики и финансов Исполнительного комитета Арского муниципального района РТ;

Руководитель направления по развитию предпринимательства в сфере АПК - Габбасов А.М. – начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Арского муниципального района;

Руководитель направления по бюджетно-финансовым вопросам – Исмагилов Ф.Р. – руководитель финансово-бюджетной палаты Арского муниципального района;

Руководитель направления по вопросам землепользования – Сиразиев И.Г. – руководитель Палаты имущественных и земельных отношений Арского муниципального района;

Руководитель направления по юридическим вопросам – Мухаметова А.Ф. – заведующая сектором по юридическим вопросам Арского муниципального района,

А также Низамова Г.Г. – директор ГКУ «Центр занятости населения Арского района»; Касимов Р.Ф. – руководитель исполнительного комитета г.Арск, главы сельских поселений (по согласованию).

Координатор реализации Программы на муниципальном уровне – Галимуллина Г.Х. – главный специалист отдела экономики и финансов Исполнительного комитета Арского муниципального района РТ.

Основные исполнители Программы предоставляют периодическую отчетность о реализации программных мероприятий.

Ход выполнения программы рассматривается ежеквартально на расширенном заседании Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при главе администрации Арского муниципального района.

Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при главе администрации Арского муниципального района должен анализировать ход реализации программных мероприятий и информировать о промежуточных итогах реализации Программы предпринимателей района. Кроме того, реализация мероприятий Программы требует взаимодействия всех участников между собой, их четкой и постоянной координации с вышестоящими органами власти и профильными министерствами.

 

  1. Оценка предполагаемой социально-экономической эффективности в результате реализации Программы

 

В результате реализации мероприятий программы в 2016–2020гг. будут достигнуты следующие результаты, характеризующие экономическую, бюджетную и социальную эффективность реализации Программы:

1. Показатели экономической эффективности:

- предоставление услуг организаций, образующих инфраструктуру поддержки МСП, не менее чем 200 субъектам малого предпринимательства (их работникам, стажёрам, владельцам и/или руководителям);

- обеспечение консультационных услуг по предоставлению грантов, субсидий по программам поддержки предпринимательства начинающим и действующим предприятиям - не менее 50 ежегодно;

- создание не менее 50 новых субъектов малого предпринимательства;

- проведение не менее чем 20 заседаний коллегиальных или совещательных органов в области развития МСП.

2. Показатель бюджетной эффективности:

- обеспечение налоговых поступлений в бюджет города Арск и Арского района от организаций и субъектов МСП – участников программы в размере не менее 30% от общего поступления средств (при условии сохранения нормативов отчислений в муниципальный бюджет и круга плательщиков единого налога на вмененный доход и налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения).

3. Показатели социальной эффективности:

- создание не менее чем 800 дополнительных рабочих мест;

- оказание помощи в повышении квалификации и переобучение не менее 40 человек ежегодно;

-предоставление консультационных услуг не менее 200 представителям малого и среднего бизнеса.

Кроме того, достигнутые количественные показатели развития МСП в значительной степени трансформируются в качественные социальные результаты:

- насыщение потребительского рынка более качественными товарами и услугами.

Выводы о снижении или повышении эффективности программы являются основанием для подготовки предложений по корректировке мероприятий, предусмотренных Программой как в период ее реализации, так и по результатам ее завершения.

Оценка эффективности программы выполняется с применением следующих обобщающих и частных показателей эффективности:

 

, где

Э0 – обобщающий показатель эффективности муниципальной программы;

Rc – совокупные результаты, полученные от реализации программы (оборот или сумма налогов, уплаченная в бюджет малыми и средними предприятиями, получившими поддержку в рамках программы);

Zc – совокупные затраты в течение срока реализации программы (бюджетные средства, выделенные на финансирование муниципальной программы).

, где

ДБ – доля малых и средних предприятий в налоговых доходах городского бюджета;

НМП – сумма налогов, уплаченных МСП;

НБ – налоговые доходы бюджета.

 

, где

Р – плотность малых предприятий;

КМП – количество малых предприятий в городе;

Ч – численность населения города.

 

 

, где

ДЧ – доля работающих в малом бизнесе в экономически активном населении города;

ЧМП – численность работающих в МСП;

ЧА – численность экономически активного населения региона.

 

, где

ДС – доля созданных рабочих мест в общей численности экономически активного населения;

ЧН – количество созданных новых рабочих мест.

 

Таким образом, расчет указанных выше показателей позволит оценить обеспечивает ли реализация программы устойчивое развитие малого и среднего предпринимательства, способствует ли созданию новых рабочих мест, рациональному использованию природных, материальных и трудовых ресурсов и пополнению бюджета.

 

pdf
Скачать текст
PDF, 5.13 Мб

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International