В качелино живет бабушка-шахтер
Я никак не могла представить бабушку Нуранию, работающую на шахте. Мне казалось, что такая тяжелая работа под силу лишь здоровым мужчинам. А посетив однажды в Качелино саму Нуранию Бадрутдинову, и вовсе была поражена: такая миловидная женщина небольшого телосложения, и она трудилась на шахте?! Впрочем, ведь я не знаю, какой она была в молодости…
Нурания Бадрутдинова родом из Апастовского района. Девочка, которая в первый год войны пошла в школу, пережила все трудности тех лет. Надежда детей на хорошую жизнь после возвращения отца не оправдалась, послевоенные годы оказались особенно тяжелыми. К тому же, надо было платить налоги. Именно эти налоги и стали причиной ее ухода на шахту. Последней каплей стали слезы отца, сильного духом мужчины, который плакал, не зная, откуда взять деньги на уплату налогов. К тому же, она случайно услышала его слова о том, что справка о работе на шахте освобождает от налогов. После этого и Нурания с намерениями помочь родителям серьезно задумалась об уходе на шахту. Благодаря хорошим отношениям отца с председателем колхоза, она смогла получить паспорт. И Нурания в 16 лет вместе с девушками-односельчанками уехала в Кемеровскую область. Однако из-за несовершеннолетия девушке не разрешили работать на самой шахте. В том таинственном мире она очутилась лишь полгода спустя благодаря знакомому из соседнего района. Под землей прошло восемь с половиной лет ее жизни. Сколько событий произошло за этот период, сколько аварий случилось на шахте! Как же тяжело было на сердце, когда знакомые оказывались под обвалом.
После полгода работы узнали настоящий возраст Нурании и издали приказ об отстранении ее от работы на шахте. Девушка испугалась: ведь она только получила письмо от домашних, где говорилось о возврате уплаченного за последний год налога. Если ее отстранят от работы на шахте, семье снова придется нелегко. К счастью, на помощь пришли коллеги, которые заступились за нее перед начальником. Девушку оставили. Через год работы на шахте разнорабочей прошла специальные курсы, и ее назначили на взрывные работы.
«Сейчас думаю и удивляюсь: какой же смелой нужно было быть, чтобы каждый день спускаться в недра земли, в неизвестность. Да, в молодости все воспринимаешь иначе. Сначала работала, чтобы освободили от налогов. Когда времена налогов прошли, начала каждый месяц отправлять родителям посылку. Ведь тогда здесь жили впроголодь. Позже узнала, что кусковой сахар, который я отправляла, папа хранил в чулане и лишь нюхал его», – вспоминает бабушка Нурания.
И с Миншафиком из Алькеевского района их познакомила шахта. После пожара он лишился всего, кроме одежды, что было на нем. И в ту же ночь он отправился на шахту. «Мы жили счастливо, он был очень хорошим человеком», – добрым словом вспоминает бабушка Нурания мужа. И старший сын появился на свет в том шахтерском городе, однако у него была слишком короткая жизнь: в 9 лет скончался от болезни. Дочь Асия и сын Адип росли в поселке Гуанаж другого шахтерского города. В русской среде родители смогли дать детям настоящее национальное воспитание. В том городе они провели около трех десятков лет, жили в достатке, однако Нурания всю жизнь чувствовала тягу к родной земле. Посоветовавшись, решили вернуться в Татарстан. Ее не страшило и то, что уехавший раньше муж приобрел недостроенный дом в Качелино, самое главное – село татарское, она мечтала воспитывать внуков в татарской среде, в национальных традициях. Ее мечта сбылась: Асия вышла замуж за татарина, и Адип женился на Фирдине из Качелино. Слава Аллаху, сегодня внуки души не чают в своей бабушке, и правнуки очень ее любят, даже трехмесячный младший узнает ее, улыбается.
Нурания Бадрутдинова после переезда посадила рядом с домом деревья. Сегодня некоторые из них уже дают плоды, некоторые радуют глаз причудливыми листьями, источают приятный запах. Дай бог бабушке, разменивающей девятый десяток, доброго здоровья и долгих лет жизни.
А перешагнувших 90-летний рубеж в их роду несколько. В настоящее время живы-здоровы старшая и младшая сестры, общаются по телефону, да и встречаются регулярно. Может, Аллах наградил ее долголетием потому, что она ухаживала за своей ослепшей бабушкой и получила ее благословение.
Как и ежегодно, бабушка Нурания и в этом году держала пост в священный месяц Рамадан. Старается не пропускать пятикратный намаз. «Ведь вернулась в Татарстан, живу среди татар, иначе и быть не может», – говорит она.
Еще прошлым летом она мотыгой пропалывала картофель, по мере сил работала в огороде, хлопотала по дому, однако этой весной у нее вдруг заболели ноги. И она ежедневно просит у Всевышнего здоровья.
Розалия ЗИННАТОВА