Мы продолжаем публиковать список солдат из Арского и Атнинского районов, которые считались пропавшими без вести в Великой Отечественной войне, но позже выяснилась их судьба. Мы не просто так начали эту работу. Их дети, родные, близкие всю жизнь надеются получить хоть какую-нибудь информацию о них.

29 ноября 2019 г., пятница

 

Уважаемый ветеран нашего района Ильдус Сагдиев в поисках информации о своем пропавшем без вести отце Габдрахмане и его брате обращался в разные учреждения, редакции. Он до сих пор не теряет надежды на то, что получит какую-нибудь информацию. Когда мы начали публиковать в газете данный список, он позвонил и нам: «Теперь, получив в руки газету, я первым делом с надеж- дой открываю страницу со списком: а вдруг там есть фамилия моего отца?». С этим вопросом Ильдус ага обращался и в редакцию газеты «Ватаным Татарстан»: «Страна собирается отмечать 75-летие Великой Победы. Мероприятия, приуроченные к этой памятной дате, организуются уже сегодня. В Арской районной газете начали публиковать список пропавших без вести солдат, призванных на войну из Арского и Атнинского районов. Читая имена и фамилии тех солдат, на глаза наворачиваются слезы. Ведь это почитание памяти наших отцов и дедов, уважение по отношению к их детям и внукам. Спасибо! Формулировка «Пропал без вести» всю жизнь ранила сердца, она схожа с клеймом предателя. Если предатель, пусть докажут. А если остался лежать  неизвестно где, то ни наши отцы, ни мы не виноваты за беспорядок в системе. В связи с вышеизложенным у меня возник вопрос: как сегодня ведется работа по реабилитации и восстановлению честных имен пропавших без вести солдат?»

На вопрос Ильдуса Сагдиева отвечает заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, член-корреспондент Академии военно-исторических наук Михаил Черепанов:

– Данную проблему я поднял еще 30 лет назад. К сожалению, никаких изменений на сегодняшний день нет. Правда, сейчас на сайтах Министерства обороны России можно добыть какую-то информацию. Однако никто не утруждает себя звонками или письмами в адрес вдов или детей, внуков, которым достаточно услышать всего одно предложение: «Ваш отец героически погиб в бою». Я считаю, что эта работа должна начаться, прежде всего, в районах. В районах и селах можно найти больше информации об их выходцах. Но сегодня штатным расписанием не предусмотрена ни одна единица для выполнения этой объемной и кропотливой работы. Около 200 тысяч человек, призванных из Татарстана, до сих пор считаются пропавшими без вести. Есть отдельный список предателей. Тех, кто перешел в сторону врага и живет за рубежом, может оказаться очень мало. А остальных, уже давно пора внести в список погибших. Во многих европейских странах данный вопрос решен положительно. Даже в Туркменистане принято такое решение. При отсутствии компромата вопрос включения пропавшего без вести фронтовика в список погибших можно решить на уровне любого района. Но, видимо, об этом не знают, может, не считают нужным, так как прошло довольно много времени. Самым молодым детям солдат, сложивших головы на полях боя, сегодня около 80 лет. У них уже взрослые внуки. Однако есть еще люди, у которых не заживает в сердце рана, как у Ильдуса Сагдиева.

По словам военного комиссара Арского и Атнинского районов Алмаза Бурганова, из Арского и Атнинского районов пропавшими без вести в Великой Отечественной войне считаются 10706 человек, в том числе 8108 – из Арского района.

 

Ильяс  ФАТТАХОВ

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International