– Как-то раз, когда на казанском вокзале ждал поезд, мое внимание привлек довольно симпатичный мужчина, – рассказывает и в этот раз. – Подошел и спросил: «Куда едете?» «В Шурабаш», – последовал ответ.
– Слышал, в Шурабаше живет знаменитый печник. Хотел бы увидеться с ним, – сказал я.
– Вот он, перед вами, – ответил мой собеседник.
– О, отлично! У меня к вам вопрос: на какой высоте должно быть устье печи?
– Я не могу сказать, это секрет. Вы хотите отнять мой хлеб, – сказал он. – Давайте я поставлю вам бутылку, и на этом все.
Пока ехали, бутылка опустела. Думал, у него развяжется язык, и я узнаю секрет. Но нет, он так и не сказал.
… Много воды утекло с тех пор. Однажды поехал в Новый Кинер в больницу. Закончив дела, пошел на остановку. Там стоял сутулый старик, весь обросший щетиной.
– Куда едем? – спросил у него.
– В Шурабаш, – ответил он.
– В вашей деревне был знаменитый печник.
– Вот он, я, – услышал я в ответ!
– Ты так и не ответил тогда на мой вопрос. Говорил, что еще не время. А как теперь?
– Время пришло, мои дни сочтены, теперь и секрет можно раскрыть, – сказал он. – Как только немного поднимаешь кладку, отходишь в сторонку и закуриваешь. Когда видишь, что у печи хорошая тяга, тогда и делаешь устье.
Где-то через неделю узнал, что печник умер от онкологии. Каким умелым мастером он был, я понял, увидев сложенную им печь. Это было настоящее произведение искусства! Современные шкафы и серванты по сравнению с ней – ноль! Был даже свой фирменный знак – цветок. Услышав, что ее разбирают, я специально поехал посмотреть. В то время ведь и кирпичи были другие, он даже обломки аккуратно приклеивал. Меня особенно интересовало дно печи – под. Он сделал его следующим образом: слой песка, слой стекла, еще слой стекла, потом слой песка. Видимо, во избежание проникновения влаги.
Да, действительно, печь была настоящим произведением искусства, достойное занять свое место в музее. Уважаемые читатели газеты! Может, у кого-то такие печи еще сохранились. Если сохранились, то просим сообщить нам об этом. Кто этот печник? Ждем ваших воспоминаний.
Ильяс САХАПОВ