Говорят, после сегодняшней ситуации наша жизнь изменится. В том числе не будет рукопожатий при встречах, якобы, человечество придумает новый способ приветствия…
В пору нашего детства деревни Сарай-Чекурча и Курайван входили в состав колхоза «Марс». Председателем колхоза был приезжий мишарин по имени Галимзян Хамитов.
– Когда начал работать, ему было неведомо, что такое рукопожатие, – рассказывал наш отец.
Ему объяснили, что так нельзя, что в наших краях это неслыханное дело. А он был мудрый человек, в противном случае ему бы не доверили руководство колхозом. Он постепенно начал привыкать рукопожатию при встречах. Но его приветствие все же отличалось от привычного: сам шел впереди, а руку для пожатия протягивал назад. Один шутник нашей деревни однажды всучил ему метлу. После этого председатель начал здороваться «по-нашему».
Отец также рассказывал о случившейся в тот период веселой истории, в то же время очень скорбной.
– Наши предки жили просто, – говорил он. – Например, при подсчете скота обычно говорили: одна корова, две овцы. Со временем появились ученые, они, желая показать свою образованность, при подсчете поголовья скота поступали следующим образом: сначала считывали количество ног, затем получившееся число делили на четыре.
Один из таких ученых придумал метод искусственного осеменения овец. Возможно, даже защитил кандидатскую или же докторскую диссертацию на данную тему.
– Накануне состоялось партийное собрание, на котором приехавший из райцентра представитель рассказал о значении искусственного осеменения овец, – говорил отец. – Я попросил слово и сказал, что ненужное это дело. Напомнил, что бараны и так работают на совесть, что овцы справно котятся весной и осенью.
Папа в то время работал заведующим Курайванской фермой. Он в 1940 году прошел курсы в Балтасях, имел богатый опыт по животноводству.
– Ты, Сахап ага, против каждого новшества, – сказал ему председатель.
Ну, хорошо, наутро все собрались у фермы. Пастухи находятся снаружи, а овцы – в загоне. Районный представитель, председатель колхоза заняты руководством. Овцеводы на ферме надевают на баранов фартуки, чтобы избежать спаривания овец и баранов.
И вот все готово. Открываются двери фермы, и оттуда «вылетают» бараны в фартуках. Можете себе представить состояние овец, увидевших баранов в фартуках? С испугу они бросились на ограждение, не выдержав такого напора, ограждение рухнуло. Обезумевшие животные, оказавшись на свободе, бросились в направлении луга.
Жители Курайвана и Сарай-Чекурчи целую неделю собирали овец, разбежавшихся по зарослям, оврагам, болотам. Бедные, некоторые из них утонули в реке, в болоте, а некоторые пали от сильного испуга.
Неизвестно, каким образом отчитался представитель района о внедрении этого «важного» новшества, но после этого никто больше к баранам не придирался.
В свое время только на Курайванской ферме было около 1200 овец. Еще примерно столько же было в частных подворьях. На сегодняшний день в фермерских хозяйствах и обществах насчитывается всего 2471 овца. По сравнению с прошлым годом меньше на 988 голов.
Наш папа держал овец. Это неприхотливое животное охотно поедает камыш, лебеду, лиственные корма. И на убой удобно.
Ильяс Фаттахов