Ветеран войны и труда Гарафетдин Зиннуров из Культеси после войны всю жизнь трудился в сельском хозяйстве
В 1941 году ему был всего 14 лет. Подросток вместе с отцом пас колхозное стадо телят. Однажды, возвращаясь домой, услышали весть о начале войны.
– Все мужчины друг за другом ушли на фронт. Мы, подростки, стали трудиться наряду с женщинами. Работали на вспашке, на уборке урожая – приходилось всему успевать. Бедный отец умер от голода. У него был больной желудок. Недоедание сделало свое. Нас было шестеро братьев, я четвертый по счету. Мама варила суп из крапивы, видимо, она положила ее слишком много, помню, как после этого супа мне стало плохо, – рассказывает Гарафетдин ага. – Скоро и я получил повестку. В октябре 1944 года отправили на фронт. Я попал в скверное место, говорили, что это второй Суслонгер. Если не ошибаюсь, это была Мордовия. Три полуголодные полка шесть месяцев провели в землянках. Там нас учили стрелять из пулемета Максима. Мне запомнился один случай. В тот день бушевала метель. Нас не повели в поле, а учения провели в казарме. Ствол пулемета смотрел не в сторону стены, а во внутрь помещения. Оказалось, один патрон в ленте был боевой. Прозвучала пулеметная очередь, и один из солдат свалился с ног. Его увезли в госпиталь. Выжил или нет – мы не узнали. Командира отделения и помощника командира взвода отправили в штрафбат.
Когда началась война с Японией, полк, в котором служил Гарафетдин, был переброшен туда.
– Но в самих боевых действиях мы не участвовали. Нам доверили охрану японских военнопленных. Водили их на работу в порт. «При нарушениях сразу же стреляйте», – говорили нам. Но японцы оказались дисциплинированными людьми. Кроме того, кто же захочет умереть? – рассказывает Гарафетдин ага.
Домой вернулся в 1949 году. 25 лет трудился электромонтером. Загорелся мечтой разводить пчел. Посоветовался с женой и реализовал свою мечту. Это заметил председатель колхоза и предложил работу на колхозной пасеке. Гарафетдин ответил согласием.
– Пасека находилась в лесу. Она состояла из 140 пчелосемей. Сразу было видно, что приходила в упадок. С председателем колхоза мы ее восстановили. Прошел курсы пчеловодов, число пчелосемей увеличили. Там я работал до 1991 года, после этого ушел на заслуженный отдых. Но у себя в хозяйстве и сегодня держу пчел. Они мне нужны как воздух.
В настоящее время он зимы проводит у одной дочери в Казани, а лето – с другой дочерью в деревне. Четыре года назад в 89-летнем возрасте ушла в мир иной супруга Райса, с которой они прожили 65 лет. Гарафетдин ага тяжело перенес ее смерть. «Счастья как не бывало», – говорит он.
Когда пришло время прощаться, он взял в руки тальянку, 30 лет назад подаренную сыном, и заиграл свою любимую мелодию.
Гульсина Закиева