Ни для кого не секрет, что у каждого бывает свой любимый учитель
После окончания Курайванской начальной школы мы продолжили учебу в Верхнекорсинской восьмилетке, расположенной в двух километрах от нас. Незнакомая школа, незнакомые одноклассники, учителя. Мы знали лишь учителя Габдулхая Хадиева, потому что во время праздников он читал в Курайване лекции. Наш отец его очень уважал, не пропускал ни одну его лекцию.
Габдулхай Хадиевич преподавал нам географию и физкультуру. Стоя у географической карты мира, он так подробно, проникновенно рассказывал о каждой стране, о ее территории, столице. География для меня стала самым любимым предметом! В те годы я даже знал имена и фамилии лидеров многих стран. Если меня спросят среди ночи, то и сегодня могу показать на карте территорию и столицу любой страны.
В те годы лыжники Верхнекорсинской школы славились во всем районе. Мы в школу ходили на личных лыжах. В школе также были лыжи, которых хватало на всех учеников. В то время они были не с ботинками, лыжи мы надевали на валенки. Впереди бежал сам Габдулхай Хадиевич, мы старались не отставать от него.
Как только Кесьмесь покрывалась льдом, катались на коньках. Они также прикреплялись к валенкам.
При школе был сад–стадион. Под руководством Габдулхая Хадиевича весной проводили обрезку деревьев, школьный сад был очень красивым.
Габдулхай Хадиевич был заместителем директора, потом его назначили директором. Но для нас он всегда оставался тем же любимым учителем.
Иногда, во время зимних холодов, метелей в школу приходили с опозданием. На линейке Габдулхай Хадиевич по-дружески нас журил.
– Почему опоздали? – спрашивал он.
– Нам же нужно преодолевать два километра! – отвечали мы.
– Не два километра, а 1999 метров, – говорил директор, и на этом все.
Мы и после окончания школы часто встречались. Я возле реки охотился, а Габдулхай Хадиевич любил там рыбачить. Иногда сидели с ним, разговаривали, было интересно его слушать. Заводили разговоры и на такие темы, о которых в школе не говорили.
Когда в 1942 году уходил на войну, ему было всего 19 лет. Прошел обучение в пехотном училище в Ленинграде, служил командиром отделения противотанкового батальона. Был тяжело ранен, вражеская пуля угодила ему в бедро и взорвалась. В 1943–1944 годах лечился в госпитале, когда ему стало лучше, отпустили домой. Но он не сидел сложа руки, а работал военруком в школе.
– Тогда я еще хромал, ходил, опираясь о трость, – рассказывал он. – Однажды вечером с любимой девушкой стояли у ворот, смотрим, по дороге идут два человека. Оказалось, что это председатель сельского Совета и районный уполномоченный. И вот уполномоченный повернул в нашу сторону. «Оставь девушку и убирайся отсюда!» – говорит он мне. «Я никуда не пойду, и девушку не оставлю!» – говорю в ответ. «В таком случае завтра тебя здесь не будет!» – пригрозил он мне и ушел.
На следующий день парню, который передвигался лишь с тростью, вручили повестку. Снова фронт, снова ранение. За мужество и отвагу удостоился медали «За отвагу», других наград.
С 1946 года начал преподавать в Верхнекорсинской школе. Параллельно с обучением в школе в 1963–1967 годах работал секретарем парторганизации колхоза «Корса». Многие годы являлся активным пропагандистом, его пламенные речи люди слушали с большим удовольствием.
Его супруга Салима ханум учила нас по биологии. Была справедливой, преданной в свою профессию учительницей.
Ильяс Фаттахов