В тот год страдали от холода

5 июня 2020 г., пятница

98-летняя бабушка Уммихани Галеева как сегодня помнит каждое мгновение военных лет. Но… не любит об этом вспоминать.

– Отец и трое братьев ушли на фронт. Каждая семья проводила родных на войну. Скоро стали поступать похоронки. Нашим посчастливилось вернуться, но один из братьев был тяжело ранен, – рассказывает она. – Нелегко было и тыловикам. Меня решили отправить на курсы комбайнеров. Я не хотела ехать, думала, что война продлится недолго. Но не получилось. Я родом из Наласы. В то время наш колхоз назывался именем Сталина. Приходилось работать и в своем колхозе, и в других. Нас, трех девушек-комбайнеров, и из-за штурвала не было видно. Комбайн прицепляли к трактору. Мы мучились, не могли заводить, болели руки. А однажды произошло возгорание, за что нам попало от бригадира. Поехали в Арск за запчастями, но их в магазине не оказалось. А нужно было жать и обмолачивать.

Так девушки трудились от зари до зари, один за другим меняя колхозы. После завершения уборки урожая их отправляли на земляные, лесозаготовительные работы.

– Когда рыли окоп, я обморозила ногу. В том году был студеный мороз. Ломом долбили мерзлую землю, она плохо поддавалась. Поверх валенок надевали лапти. В морозную погоду пятки прилипали к валенкам. Есть было нечего. За день выдавали по полкило хлеба. Мы за раз его съедали и весь день ходили голодными, – вспоминает ветеран. – Очень тяжело было работать на рубке леса. Сначала ногами вытаптывали снег под деревом, потом вручную пилили. За складывание в штабель давали по полкило хлеба. Одежда промокала, негде было сушить. Утром в той же одежде снова шли на работу. Да и дома страдали от голода. Питались травами, гнилой картошкой. Ходили на абзябарское поле собирать мерзлую картошку, а русские нас прогоняли. Помню, как ели зерна, во время сортировки попадавшие в чулки. Домой нести было нельзя – за это тюрьма.

После войны работала на кирпичном заводе, а после замужества – в промкомбинате. С мужем вырастили четверых детей, у всех свои семьи. Дети зовут ее жить к себе, но пожилого человека непросто оторвать от родового гнезда. Здесь она живет с сыном Ринатом и невесткой Альбиной.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International