Традиции продолжаются

23 апреля 2021 г., пятница

Издавна жители арского края славились своим трудолюбием. Какими только ремеслами они не обладали! Слава о мастерах рукоделия разнеслась далеко за пределы их места жительства. Чем же занимались жители данного края? Мы решили заглянуть в историю и написать об этом.

В начале XVIII века ремесленничество стало единственным источником жизни для крестьян, лишившихся своих земель.

В арском краю развивалось кожевенное ремесло: обработка кожи, вышивка на коже, изготовление головных уборов и обуви с позументом. Валяние валенок, плетение безворсовых ковров и паласов, резьба по дереву стали основным занятием жителей некоторых татарских деревень. Вышивание ичигов и тюбетеек сохранилось до наших дней.

Бывшее в течение долгого времени домашним ремеслом в татарских деревнях шитье ичигов и чувяков с начала XIX столетия превращается в организованный промысел. И после революции первые артели по производству вышитой обуви появились в Арском кантоне. Их дело продолжило Арское производственное объединение национальной обуви. В настоящее время традицию вышивки на коже продолжает общество «Национальная обувь».

По 12 тысяч ежегодного дохода

После царского Манифеста о свободе предпринимательства от 1775 года ремесленничество развивалось ускоренными темпами. Мелкие ремесленники, добившись успеха в своем деле, скопив капитал, открыли более масштабные производства. В деревне Новый Кишит также возникла мануфактура. В ней работало в среднем 15–20 человек. Они производили подош-венную кожи и кожу юфти, мягкую и сафьяновую, другие виды кожи. Мануфактуры казанского купца Назира Баязитова, расположенные в Новом Кишите, ежегодно давали по 12 тысяч рублей дохода.

Основоположник династии Утямышевых Мухамматгариф Ибрагимович также жил в Арске. Он торговал сахаром и мануфактурной продукцией собственного производства. В Казани и Новом Кишите располагались ткацкие фабрики Ибрагима Юсупова, производившие кумач. Ткацкие фабрики также были в Кшкаре, Урнашбаше, Уре. Мануфактурой Мусы Хозясеитова в Уре в год производилось 80 тысяч аршинов кумача на 60 тысяч рублей, в двух мануфактурах Мамашевых в Урнашбаше в год изготовливалось 50 тысяч кусков кумача длиною по 8 аршинов.

В Губурчаке валяли валенки

В Кшкаре, Урнашбаше, Уре и Старом Ашите занимались обработкой шкуры и мыловарением, в Арняше, Средней Серде, Ташчишме – производством кирпича. Губурчак, Казаклар славились пилорамщиками, Губурчак, Корса, Тюбяк-Чекурча, Смак-Корса –  мастерами по валянию валенок. И вообще, Кармыш-Казанбашская волость в Казанском уезде отличалась своими мастерами по валянию валенок. В 15 татарских деревнях около 100 хозяйств занимались валянием валенок. В Муралях жили мастера-печники.

Пшалымские сани

Центром изготовления саней и телег татарского мира были деревни Пшалым Казанского уезда. В Верхнем Пшалыме этим делом занимались 55, в Среднем Пшалыме – 15 домохозяйств. Жители соседних Мендюша, Казылино, Училей также занимались изготовлением саней, телег, бочек, дуги, коромысла и других деревянных изделий.

 

Серебряных дел мастера Мендюша

В Мендюше, Казанбаше, Уре и Кшкаре жили серебряных дел мастера. Казанбаш также славился своими дубильщиками, пчеловодами, кружевницами, вышивальщицами, Починок-Поник и Губурчак – портными. В деревнях Арской и Кишитской волостей портяжничали 57 и 60 семей. В Урнашбаше шили меховые шапки-ушанки. В Шеке, Шушмабаше, Апазово промышляли изготовлением рогожи, дуги, саней, гончарным делом. Сардебашцы, училинцы плели лапти, шили мешки, изготавливали рогожи для продажи. Купербашцы торговали мясом, многие из них служили маклерами на рынках. Трое братьев Биктимеровых держали скотобойню, кишки животных раздавали сельчанам.

Качелинцы были крючниками, они перетаскивали грузы с кораблей на склады и, наоборот, в портах на Волге. Мужчины деревни Казаклар занимались разгрузкой грузов в Нижнем Новгороде. В Сизе, Муралях, Смак-Корсе жили кровельщики, печники, стекольщики, маляры.

В Арске производили масло

В городище Арск в 1861 году функционировали кожевенный, маслобойный и солодовенный заводы. Кроме этого, один человек держал мельницу, были кузнецы, плотники, портные, рыболовы, пчеловоды, шерстобиты.

В Чурилино и Абзябаре шерстобитным промыслом занимались по 40 человек. Жители Арска и Метесков также сдавали квартиры. Жители Нижней Серды работали на лошадях в казанских магазинах. Мужчины Старой Масры совершали обряд обрезания, а женщины славились как мастерицы по вязанию шали. Шекинцы промышляли изготовлением кирпича, пичментауцы – фарфоровой посуды.

Кинерская зона – зона богачей. В тех краях жили помещики-землевладельцы и помещики-лесовладельцы. Здесь были развиты такие промыслы, как вышивание, ткачество холста. Плотники Кинера славились как умелые строители мечети.

Разводил рыб в Казанке

В конце 19 века предприятия арских купцов и богачей более расширились. Например, стала более прочной мануфактура Утямышева в Казани. В поселке Урняк возникли коне- и маслобойный заводы, ткацкая и кумачная фабрики Г.Ишмуратова. Иностранец фон-Гельн приобрел землю в Турналях, построил спиртозавод, молокозавод, красильную фабрику, деревообрабатывающее предприятие. Он оставил эти места после того, как сельчане сожгли его усадьбу. Его поместье, заводы и фабрики купил Габдрахман Ишмуратов. Он запрудил пруд на реке Казанка, развел рыб.

Обосновал Александровку

В арском краю и до фон-Гельна были русские, которые приобрели земли и открыли производственные предприятия. Александр Свегин выделил земельные участки на берегу реки Утня для русских, прибывших из разных губерний. Так была основана деревня Александровка. В ней работали винокуренный завод и питейное заведение, на реке Утня стояла водяная мельница.

В Хотне обосновался Петр Перцов. Он держал много мануфактур. Некоторые из них располагались в Кшкаре, Симетбаше, Ашитбаше.

Арский, Апазовский базары

В 1754 году произошла отмена внутренних таможенных пошлин. В 1762 году был издан манифест, которым уничтожались все монополии в области торговли. Была объявлена свободная торговля. Одними из основных форм торговли считались базары и ярмарки. Славились базары в Арске, Апазово, Старом Ашите, Кинере.

Живут продолжатели родов

В начале 20 века прославленный ювелирный промысел Заказанья стал угасать. Лишь в таких деревнях, как Ура, Мендюш он сохранился до 1940–1950 годов. Но и здесь ограничивались изготовлением несложных вариантов сережек, колец, браслетов.  В деревнях Ура, Мендюш и сейчас живут продолжатели родов ювелиров тех времен.

Мастера по вышиванию ичигов, кавушей, тюбетеек также живут в нашем районе. Слава о «Фабрике национальной обуви» разнеслась далеко за пределы района. Самой фабрики сегодня уже нет, но есть мастера, продолжающие это дело. Об этом в другой раз.

 

Гульсина Закиева

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International