Нашему коллеге, писателю Радику Фаизову исполнилось бы 90 лет.
Я с Радиком Фаизовым был знаком еще со школьных лет. В школьные годы время от времени писал заметки в районную газету, а когда видел их на страницах газеты, чувствовал себя окрыленным. Изредка приходили письма под подписью заведующего отделом писем Радика Фаизова. Он выражал благодарность, давал полезные советы, рекомендовал темы.
В то время организовывались ежегодные слеты с участием всех корреспондентов. От высказанных там теплых слов, врученных подарков чувствовали себя на седьмом небе. Во время слета и встретились с Радиком Фаизовым, позже нам доводилось немало лет работать вместе.
Скоро после того, как я устроился на работу, Радика абый назначили ответственным секретарем. Хотя и звучит название должности странновато (разве бывает безответственных секретарей?), ответственность очень большая. Потому что каждый материал для газеты проходит через него. Заведующий отделом писем «доводит до кондиции» материалы сельских корреспондентов, а ответственному секретарю приходится работать с плодами труда своих же коллег. Разве может кому-то быть по душе то, что исправляют написанное им? Такое принимается с трудом. В те годы в редакции также работали люди, перешедшие из райкома. Как бы получается «беда, коль пироги начнет печь сапожник». Когда-то он держался высокомерно, считал себя выше других, а ты должен будешь исправлять его «шедевр».
Один из таких в своей заметке не поставил ни одной запятой. Радик абый был не скандальным человеком, но в этом случае молчать было нельзя.
– Здесь пропущено 14 запятых, – сказал он, улучив момент.
– Ставить, не ставить – не все ли равно? – поставил тот точку над темой. Вернее, точку поставил Радик абый, так как спорить здесь было бесполезно.
Однажды Радик абый начал ходить по коридору, махая листком бумаги.
– Что такое? Ну что это такое? – говорит он, стараясь повысить голос.
– Что случилось, Радик абый? – спрашиваем у него.
– Сколько говорим, что нужно избежать русских слов! Вы только посмотрите на это!
На следующий же день Радик абый снова ходит по коридору с листком бумаги.
– Что такое? Ну что это такое? – говорит он.
– Что случилось, Радик абый? – спрашиваем мы.
– Вот посмотрите: разве в татарском языке такие слова имеются?
Бедный, после вчерашней критики тот сделал для себя вывод: вместо буквы «а» в словах написал букву «ә».
Радик Фаизов – член Союза писателей Татарстана, автор многочисленных книг, мастер рассказов.
Однажды его вызвали в райком.
«Товарищ Фаизов, кого ты имел в виду в своей статье?» – спрашивает его секретарь.
– Товарищ ... ...ныч, это не статья, а рассказ! – говорит ему Радик абый.
После этого они довольно долго сидели и разговаривали. Когда Радик абый уходил, секретарь остановил его у дверей и снова спросил: «А все же скажи, кого ты имел в виду в своей статье?» «... ...ныч, это не статья, а рассказ!» – сказал Радик абый и закрыл за собой дверь.
А суть этого мы узнали лишь потом. Оказалось, что один председатель колхоза принял написанное на себя и пожаловался «первому».
Однажды Радик абый, то ли с целью избавиться от таких назойливых, в шутку сказал, что в дальнейшем будет писать только о кошках и собаках. Он и о них писал. Был заядлым рыбаком, после выходных увлеченно рассказывал об увиденном на рыбалке. «Сижу себе, глядя на поплавок. Смотрю: в мою сторону плывет шапка-ушанка! Наверное, кто-то уронил, думаю я. Приплыла поближе – оказалось, что это ондатра! «Шапка-ушанка», заметив меня, нырнула в воду». Он писал интересно, захватывающе. Его фантастические рассказы читаются на одном дыхании. У него была способность предугадывать будущее.
В те годы в редакции работало много мужчин. Время от времени собирались вместе, обсуждали то или иное событие, спорили.
– Я считаю, что сельских жителей нужно переселить в города, – говорит однажды Радик абый. – Ведь в городе созданы все удобства. А почему сельчанин должен быть лишен этих удобств?! Например, он может ездить на работу на ту же ферму. Его ребенок будет посещать городской детский сад, получать глубокие знания в городской школе...
А нам никак не хочется лишать деревни детей, уничтожать деревни. «Ты говоришь чушь, Радик абый», – говорим ему. Это было время, когда колхозы, деревни крепко стояли на ногах, да и жителей на селе было много. Радик абый, обосновав свои мысли, написал об этом в газете. Вышестоящие, то ли прочитав его размышления, в скором времени начали их осуществлять. Колхозы распались, деревни постарели, молодежь уезжает в города.
Радика абый мы вспоминаем довольно часто. У него было любимое слово: «эшләмиләр!» («не работают!») А дело вот в чем. Мы планируем каждый номер газеты, после этого все принимаются за свои статьи. А ответственный секретарь отвечает за всю газету, ему нужно вовремя сдать ее в печать. Радик абый не заходил в кабинеты и не требовал сдать работы, а проходил по коридору, громко произнося: «эшләмиләр!» Все отлично понимали, что это значит, и спешили сдать написанное.
Ильяс Сахапов