«В Старой Масре живет мужчина, один воспитывающий четверых детей. У них старенький дом, боюсь, не замерзнут ли они зимой?» – позвонил нам один из читателей газеты.
В Старую Масру мы поехали с начальником отдела социальной защиты Миляушой Шакировой, заведующей отделом социальной помощи семье и детям Нурсией Давлетшиной. Обе отлично знают эту семью, всячески поддерживают. Шукуржона охарактеризовали лишь с положительной стороны. Сказали, что является примером среди подобных семей района.
«Когда имелись животные, Шукуржон работал на ферме, очень порядочный, да и дети воспитанные, при встречах вежливо здороваются. Я стараюсь не отказывать ему в просьбах», – говорит руководитель общества «Агрокомплекс «Ак Барс» Шайдулла Салахов.
Директор Смак-Корсинской средней школы Нурзиля Сабирзянова с похвалой отзывается о его детях, говорит, что во всем проявляют активность, аккуратные, их отец ни одно родительское собрание не пропускает.
Самого Шукуржона дома не застали, оказалось, что поехал в Арск. Что же поделаешь, придется приехать в другой раз, не успел подумать, как мы оказались в окружении трех мальчиков и одной девочки. Дети поздоровались, обняли директора школы. Она привезла им гостинцы. А я исполнил просьбу нашего редактора – вручил переданный им свежий мед.
Полный двор цыплят, кур и петухов. Стоит теплица больших размеров. Оказывается, Шукуржон и в зимний период снабжает сельчан куриными яйцами.
– Этот день оказался не самым удачным, – говорю своим спутницам. – Встретиться с главой сельского поселения не удалось, вот и Шукуржона дома не оказалось…
К счастью, у Нурзили Бариевны сохранился номер телефона Шукуржона. Набираю его, мужчина сразу же взял трубку. «Подождите меня, я сейчас же приеду!» – сказал он. В отличие от главы, он оказался человеком слова, через некоторое время был уже дома.
А пока его не было, дети организовали нам экскурсию по своим владениям. В теплице ветки томатов перегибаются под тяжестью плодов. Часть территории в теплице занимает курица-мать с маленькими цыплятами.
Пока мы осматривали все это добро, один из мальчиков взял ведро воды и пошел напоить быка, находящегося на привязи. Также держат корову, она находилась на пастбище.
Шукуржон не был удивлен нашим приездом, организаций, наблюдающих за такой семьей, достаточно. Расторопный, приятный мужчина. Общаемся на русском языке, говорит, что и по-татарски понимает. Не курит, не пьет, за женщинами не гоняется… Впрочем, в данном вопросе он имеет один горький опыт. Приехал к нам в конце девяностых с целью заработка. Снял квартиру у русской женщины (у будущей тещи). Женился на одной из ее дочерей. А та оказалась женщиной легкого поведения. Нередко пропадала, потом возвращалась к Шукуржону с ребенком. «Я любил ее, кроме того, не в нашем обычае бросать детей», – говорит он. На средства материнского капитала приобрели вот этот старенький дом в Старой Масре.
Так называемая мать и здесь не успокоилась. Шукуржон искал и находил ее в лесу, возле рек, приводил домой. Прощал все ее измены. Видимо, терпел ради детей… Но тщетно, несколько лет назад она ушла, бросив все. – А знаете, после этого я ощутил свободу, независимость, – говорит Шукуржон. – Теперь нет необходимости ее искать.
– «Он нигде не работает», – сказал мне кто-то. Действительно, официально не трудоустроен. Но в этом не его вина, в настоящее время закрыта ферма – единственное рабочее место в деревне. А работ у Шукуржона и не счесть. Одно то, что один воспитывает четверых детей, заслуживает если не ордена, то медали. А ведь их надо одеть, обуть, кормить, дать образование.
Да, есть вещи, которых нам не понять. Если бы кто-то из детдома взял на воспитание четверых детишек, то государство выплачивало бы ему немалые деньги! А отец, который не сдал в детский дом ни одного из четверых детей, один воспитывает их, ни копейки от государства не получает! Потому что у него нет гражданства! Говорит, что ежегодно продлевает «вид на жительство». Он сделал попытку получить гражданство, однако не смог сдать экзамен по русскому языку. Нет гражданства, официально не трудоустроен, поэтому пособие детям не выплачивается. А он воспитывает четверых детей, являющихся гражданами России…
Шукуржон пригласил нас в дом. В нем царят чистота и порядок, никаких посторонних запахов. Чтобы сделать хозяйке приятное, приобрел новые кухонные принадлежности. Но теперь ему самому приходится хозяйничать на кухне, конечно же, во всем помогают дети.
«Дети в деревне есть?» – спросил я у них. «Есть, но они на улицу не выходят, сидят в телефонах», – ответили они. «Когда перешли на дистанционное обучение, мы вручили Райковым два телефона», – сказала директор школы Нурзиля Сабирзянова.
Райковы и в этом отношении не отстают от других. После уроков в кабинете информатики занимаются дополнительно. Хорошо идут и по другим предметам. Старший Фирдус дважды участвовал и занимал призовые места в районной олимпиаде по английскому языку. Государственную итоговую аттестацию, прошедшую в Арской школе №2, сдал на «4», в том числе и по русскому языку! «Вы бы видели, с каким радостным, сияющим лицом он вышел!» – говорят его учителя.
– Фирдус хочет поступить в отделение информатики Арского педколледжа, – говорит Шукуржон. – Однако оно платное – 48 тысяч рублей в год…
Может, найдутся добрые люди, пожелавшие помочь Фирдусу? Для их семьи это огромная сумма. Были предприниматели, которые и до этого их поддерживали. С учетом того, что в доме растет девочка, Шукуржон приступил было к строительству пристроя. Но дело остановилось на полпути. Эх, нашлись бы благотворители и в данном вопросе.
Всевышний как бы создал эту семью для назидания. Оказывается, злоупотребляющим алкоголем отцам, не уделяющим внимания своим детям, указывают на Шукуржона, говоря, чтобы брали с него пример. Его искренняя любовь к детям вызывает у людей недоумение. «Мы так воспитаны», – говорит сам мужчина.
Он часто повторяет эти слова.
– Пока не попьем чаю, я вас не отпущу. И арбуз поедим. У нас не принято отпускать гостей просто так, – сказал он нам.
Во дворе большой топчан, на нем покрывало. Мы хотели сесть, но он не позволил, с одним из сыновей вынесли из дома матрацы и постелили на топчан. И в доме у них топчаны. Они спят на них.
– А зимой не холодно? – задаю ему главный вопрос.
– У нас газовое отопление, – отвечает Шукуржон.
В давно построенном доме тепло, наверное, и не держится. Но когда на улице 30-градусная жара, разговор об этом кажется неуместным. А может, и не открывает в полную силу, ведь цены постоянно растут. А за газ надо платить.
– Приеду к вам в зимние морозы, – говорю Шукуржону.
– Наши двери всегда для всех открыты, – слышу в ответ.
На такой волне и расстались с ними. По обратной дороге желание разговаривать пропало, я предался раздумьям. Спутницы заметили это. «Однажды я в преддверии Нового года съездила в Старую Масру, – сказала Миляуша Ниязовна. – Смотрю, на перекрестке стоит Шукуржон. Остановила машину, пригласила сесть. «Еду в Арск, чтобы купить детям новогодние подарки», – сказал он тогда. Такой он вот отец!
В справке, полученной от отдела социальной защиты населения, говорится следующее: «Семья Курбонова Шукуржона Тураевича многодетная, неполная, зарегистрирована в селе Старая Масра. 2011 году семья переехала из Казани. Приобрели дом на средства материнского капитала. Отец детей Курбонов Шукуржон Тураевич, 1966 года рождения, по данному адресу имеет временную регистрацию.
Дети: Райков Фирдус Шукуржонович, 2005 года рождения, окончил 9 класс Смак-Корсинской школы. Райков Тимур Шукуржонович, 2007 года рождения, учится в Смак-Корсинской школе. Райков Артур Шукуржонович, 2010 года рождения, учится в Старомасринской школе. Райкова Мария Шукуржоновна, 2012 года рождения, учится в Старомасринской школе.
Мать детей А. лишена родительских прав. Воспитанием и содержанием детей занимается отец Шукуржон Тураевич. 24 сентября 2011года установил отцовство в отношении четверых несовершеннолетних детей. Он имеет вид на жительство с 06.04.2020г. Не может получить паспорт РФ в связи с несдачей экзамена по русскому языку. Повторно экзамен будет в 2022 году. Шукуржон Тураевич официально не трудоустроен.
Жилищно-бытовые условия семьи: деревянный дом, площадь – 44,7 кв.м. Санитарное состояние жилья удовлетворительное. Дом газифицирован, водопровод проведен, удобства на улице. Из мебели и бытовой техники в доме имеется все необходимое.
На приусадебном участке выращивают зелень, картофель. Размещена большая теплица для выращивания помидоров и огурцов. Разводят домашнюю птицу и КРС. Специалисты отдела социальной помощи семье и детям оказывают содействие в предоставлении благотворительной помощи (стиральная машина, продукты питания, одежда, обувь). Во время обучения в школе дети были обеспечены горячим питанием на безвозмездной основе. Как многодетной семье назначены субсидия-льгота в размере 30 процентов расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и установленных нормативов потребления услуг; ежемесячная субсидия на проезд учащимся общеобразовательных учреждений до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими 18 лет, в размере 1280 рублей».
Шукуржон – верующий. Ездит на намаз в Центральную мечеть Арска. На попутках. «Там много людей, вместе приятнее», – говорит он. Также поговорили о религиозном воспитании детей. «Это по велению сердца. Я ни разу не заговаривал на эту тему. Пусть каждый из них решит сам».