О «10 тысячах рублях» наш 11-летний сын услышал на улице от друзей.
«Мама, нам дают 10 тысяч рублей, пойдем в магазин и купим мне хороший футбольный мяч, бутсы, перчатки, хорошо?!» – радостно выпалил он.
Как уже, наверное, поняли, речь идет о выплате детям в возрасте от 6 до 18 лет в размере 10 тысяч рублей. На данную тему мы поговорили с начальником клиентской службы (на правах отдела) Пенсионного фонда России в Арском районе Рузией Нурмухаметовой. «Государственная поддержка – единовременные выплаты школьникам в размере 10 тысяч рублей положены детям, появившимся на свет в период с 3 июля 2003 года по 1 сентября 2015 года, а также лицам с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 18 до 23 лет, которые продолжают обучение по школьной программе, – разъяснила Рузия Нурмухаметова. – Прием заявлений еще будет идти в течение 3 месяцев, до конца октября. На эту выплату претендуют 563 тысячи татарстанских детей. А сколько в Арском районе – у нас такой информации нет. Пособие выдается с начала августа. Своевременно нужно написать заявление».
Сколько детей получит пособие в 10 тысяч рублей у нас – с этим вопросом мы обратились к управлению образования. Нам назвали приблизительное число, полученное путем сложения количества всех школьников и количества детей, в этом году поступающих в первый класс. Примерно 6 тысяч детей.
В среду около 11 часов с целью поговорить с родителями, покупающими школьные принадлежности для своих детей, отправились по арским магазинам. В первую очередь пошли на уличный рынок. Здесь все спокойно. Особого оживления не наблюдается. Встретили нескольких человек, с детьми приехавших с целью покупать им школьную форму. Вот выбирают форму женщина с дочерью. «Приехали из Кырлая. Меня зовут Миляушой», – представилась она. «Пособие в 10 тысяч получили?» «Да, получили, – ответила Миляуша. – На эти деньги и покупаем ей все необходимое». «Это пособие очень кстати, – присоединилась к разговору другая женщина. Диляра (так ее зовут) с сыном-школьником и мужем приехали из Сабинского района. «Теперь все дорого, одной зарплаты не хватает. Если покупать дешевую обувь, через несколько дней приходит в негодное состояние. А на дорогую денег не хватает. И в прошлом году на эту выплату в размере 10 тысяч рублей (его выдавали дважды) купили качественные обувь, рюкзак, спортивные штаны, школьную форму. С удовольствием носили. И в этом году приехали тратить эти 10 тысяч рублей. Вот ходим, выбираем…»
Мы в большом магазине одежды. Покупателей немного. Одна семья выбирает обувь. Зульфия и Разиль Мухаметшины из Нижней Уры с дочкой-семиклассницей и сыном-первоклассником приехали купить для них школьные принадлежности. «У нас трое детей, – поделились супруги. – Мы работаем на ферме. Спасибо государству за оказываемую поддержку. Вот эти кроссовки в ногах дочери только что купили…» «Теперь в самой школе говорят, что нужно купить, лишь бы денег хватило», – возмутилась одна женщина, стоящая у кассы.
Поднялись на двухэтажный вещевой рынок в торговом ряду. Здесь в залах также спокойно. Изредка встречаются родители с детьми, выбирающие рюкзак, школьную форму. Вот в отделе школьных ранцев стоит женщина с двумя сыновьями. «Приехали из Куркачей. Я Лилия Зарипова. Слава Аллаху, деньги получили», – приветливо сказала она. «Еще дети есть?» «Я мать четырех детей. Двое еще маленькие. Спасибо государству за поддержку, но, чтобы собрать ребенка в школу, 10 тысяч рублей недостаточно. Нужно минимум 15 тысяч».
Когда стала расспрашивать другую женщину, она с улыбкой сказала: «Оказывается, есть еще люди, которым мы небезразличны». Потом стала рассказывать. «Каждый божий день я ломаю голову над тем, чем кормить детей. Им же не хочется все время питаться супом. Они хотят то, это… Растить ребенка очень трудно. Раньше были все на одном уровне. Детям и велосипед нужен, и хорошие кроссовки… Увидят у других, и им хочется такого же». «Выплату уже получили? Одежду купили?» «Да, пособие получили, уже истратили. В магазине дешевых товаров купили все необходимое. Ради них и стараемся. Оценят ли, став взрослыми, не знаю». Когда спросила ее имя, она сказала: «Это неважно, таких, как мы, много. Невозможно перечислять нас поименно. Лейсан, Лилия, Гульфира… Была бы эта выплата ежемесячная. Детей ведь растим для страны!»
Вот мы в магазине дешевых товаров. «Скоро начало учебного года. А покупателей у вас нет», – говорю продавцу. «Школьные формы, все необходимое люди уже купили, истратили те 10 тысяч рублей!» – ответила она.
Румия Надршина