В каждой деревне есть свой колодец и воспоминания, связанные с ним.
Как себя помню, в нашей деревне их было два. Один, находящийся рядом с нашим домом, сохранился до сегодняшнего дня. Но воду из него, по-моему, никто уже не берет. Однако колодец ухоженный, импровизированный домик над ним обновлен, он является воспоминанием нашей молодости.
Название нашей деревни – Коры Айван (Сухой Айван) – Курайван, она не богата на источники. В школьные годы нас, курайванцев, дразнили словами: «Корайванның казлары суга бата» (Гуси в Курайване тонут в воде).
Что касается гусей, то однажды, когда учился в восьмом классе, родители встретили меня с расстроенным видом. Оказалось, что один наш молодой гусь упал в колодец. Они долго мучились, пытаясь посадить его на ведро. Он, оказывается, на него попадает, но, немного поднявшись, снова падает. «Перед людьми неудобно, как же быть?» - говорил отец. «Я его подниму», – сказал я. Они, хотя и с опаской, согласились на это. Прикрепили палку поперек веревки, можно было также держаться за цепь, к которой было прикреплено ведро. Колодец довольно глубокий, под срубом имеется выемка, где и плавал наш гусь. Он стал таким чистым, что даже можно было бы выставлять. Я взял его на руки, и нас подняли.
Колодец время от времени ремонтировали. Эту работу выполняли мастера из Алана. Они с этим ремеслом ходили по деревням. Когда мастера прекратили заниматься этим, колодец начал стареть. Не было желающих спуститься в него с целью поменять сруб. Безусловно, это опасная работа. К счастью, у нас был отважный Сафар абый. В свое время это был полный неистощимой силы человек, энергия у которого била ключом. В годы войны за день загружал целый вагон шпал, в 500 раз перевыполняя норму. Не поверив этому, с проверкой приехала комиссия.
Мужчины собрались у колодца, Сафара абый тихонько спустили. Вдруг послышался грохот от рухнувшего сруба и возглас Сафара абый: «Все, конец!» Установилась мертвая тишина, все были в шоке. Через некоторое время кто-то подошел к колодцу и крикнул: «Сафар абый!» И так несколько раз. Но ответа не было. Неужели случилось худшее? Тянулись минуты тишины, которые казались часами, как вдруг слышим: «Что, думали, я умер? Жив я, вытащите скорей!» Мужчины, которые все еще не могли прийти в себя, вдруг опомнились и поспешили на помощь. Сафара абый вытащили, видели бы, как все обрадовались! К счастью, первое упавшее бревно задело его за плечо, и он, прежде чем грохнулись остальные, успел укрыться в увиденной мной выемке. «Я нарочно молчал, чтобы узнать, как вы поступите», – сказал он. Да, мужчина был настоящий шутник. Даже в больницу не поехал, чтобы показать сломанную ключицу, а продолжал работать.
Во время учебы в Верхнекорсинской школе колодец являлся местом, где мы проводили совещания в метели и морозы. Решался вопрос: идти в школу или нет? Но среди нас находились такие, кто не подчинялся решению: они тайком от нас шли в школу. Из-за них не раз заслуживали и выговоры.
Таких воспоминаний много. В одной деревне зимой сыграли свадьбу. Одному мужчине приглянулась гостья. В перерыве, улучив момент (сбежав от жены), зашли в «домик» находившегося рядом колодца. То ли чересчур увлеклись, они, поскользнувшись, оба упали в колодец. Хорошо, что была зима, внутри сруба образовался толстый лед, что помешал им полететь вниз. Их ноги торчали наверху, поэтому спасти их, наверное, не составляло никакого труда.
Вот ведь, начал с колодца, а разговор взял другой оборот. Вы, наверное, тоже храните воспоминания, связанные с колодцами. Пишите нам.
Колодцы были разные. Например, колодец-журавль. Это колодец с особой разновидностью подъемного механизма, называемой журавлем. Представляет собой толстую жердь (журавль) на рассохе у колодца, с вед-ром для забора воды на одном конце и грузом на другом. Колодцы в нашей деревне были с воротком. Ворот – вращающийся горизонтальный вал с рукояткой на конце, предназначенный для подъема воды из колодца.
А этот колодец на снимке я недавно сфотографировал в Новом Кишите.
– Таких колодцев с колесом в нашей деревне было три, – говорит руководитель общества «Кишет» Ильдус Сафиуллин. – Уцелел лишь один из них.
Это колодец с большим колесом. «Домик» над ним еще хороший, но сам колодец уже пришел в упадок, сруб разрушен. В свое время за колодцем ухаживал дед Ильдуса Сафиуллина Абдулла. Вода в нем была самая вкусная, богатая на серебро. «Рядом пробовали выкопать новый колодец, но подобной воды так и не обнаружили», – говорит И.Сафиуллин.
Данный колодец планируют ремонтировать. Сохранить бы наследие наших предков.
Ильяс Сахапов