Год был неплохой

13 января 2022 г., четверг

Подходит к концу 2021 год. Хотя и встречали его с некой опаской, нельзя сказать, что год был плохой. Переступая порог нового года, люди, знакомые с историей, боялись, что повторятся события, произошедшие 100 лет назад.

Голод в Поволжье, царивший в 1921-1922 годах, начался не летом, а уже в январе. Еще в начале года в селах республики начали появляться голодные люди. В архивах сохранились материалы о том, как большинство сельчан употребляли в еду желуди.

Желуди и в последующие годы для многих были основным продуктом питания. Заглянем в некоторые документы. Из письма руководителя районного отдела НКВД, лейтенанта государственной безопасности Иванова к секретарю Арского райкома ВКП(б) Семенову: «В деревне Субаш-Аты Арского района есть случаи голодания колхозников. Ярулле Хайруллину 60 лет. В семье две дочери 14 и 7 лет. Жене 48 лет, добросовестное отношение к колхозной работе. Выдана премия за хорошую работу. На два работающего человека 221 трудодень. Получили 33 килограмма зерна из расчета по 150 граммов за один трудодень… В последнее время он в качестве пищи употреблял около двух пудов мяса падшей лошади». «Гиззату Хадиуллину 50, его жене – 46 лет, сыну 3 года. Сам Гиззат больной, опух от голода. В колхозе трудится одна жена. У нее набралось 77 трудодней. Получила 182 килограмма зерна, в том числе авансом. Питаются желудями. Семья Ахметзяновых из 6 человек из этой же деревни питается желудями. Двое детей из одной семьи занимаются попрошайничеством. В одной семье двое детей умерли от голода». Все это не в 1921 году – году сильнейшей засухи, а в 1938-м, когда по району был собран сравнительно хороший урожай – 9,3 центнера с гектара. Потому что зерно почти полностью сдавалось государству, кроме того, было множество налогов!

Вернемся к 1921 году. Еще в апреле началась жара, которая обычно наблюдалась в середине лета. Весь май, все лето не было ни капли дождя. Посевы засохли, картофель также не уродился.

В те годы сеяли вручную, семена, видимо, и лежали на поверхности земли, а может, после боронования некоторые оказались в почве и взошли.

Старожилы села Наласа и сегодня как легенду рассказывают о событии того года. Зажиточный крестьянин по имени Хабибрахман в дальнем поле (говорят, оно было рядом с лесом) посеял гречиху. С апреля не было дождей, поэтому он не надеялся на урожай, думая, что она не взошла, ни разу в то поле не ездил. Ближе к осени один из сельчан сказал ему: «Хабибрахман абый, ты бы съездил, посмотрел свое поле гречихи, как бы она не потеряла свои зерна!» Тот поехал и был поражен: созрел богатый урожай гречихи! Шел ли здесь дождь или же в земле рядом с лесом содержалась влага – дело не в этом. Суть в том, что даже в такой голодный год люди чужого не трогали!

Хабибрахман абый пользовался авторитетом и уважением среди односельчан, в трудные минуты протягивал руку помощи нуждающимся. «Хабибрахман абый спас нашу семью от голода», – рассказывала жена одного репрессированного. Она ко многим обращалась за помощью, один Хабибрахман нашел способ ей помочь.

Мне довелось быть гостем благотворительного обеда в одной деревне. Стол ломился от угощений. А ведь вышеупомянутым людям такое и не снилось. Слово за словом разговор перешел к тем, кто в городе занимается попрошайничеством. «Среди них есть и знакомый мне человек, – сказал тут один. – Утром его привозят, вечером увозят. Его жалеют, дают милостыню. А он на эти деньги покупает пиво». «Он и в нашу мечеть обратился за помощью, – сказал имам. –  Я сказал, что сейчас куплю ему хлеб. А он в ответ, что ему нужны деньги. Оказывается, он и в другие мечети приходит».

 

Ильяс Фаттахов

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International