Мы долго сидели и разговаривали с проживающей в Арске ветераном труда Фирдиной Даутовой. Вернее, говорила она, а мы просто слушали.
Эта пожилая женщина невысокого роста, очень живая для своего возраста, вызывает истинное восхищение. Нетрудно представить, какой была в молодости, она и сегодня энергичная, рассказывает, пропуская все через сердце.
Выложила перед нами все свои Почетные грамоты, номера районной газеты за разные годы. Передовая доярка, уважаемая секретарь сельского Совета… – это все о ней. Семья и сегодня выписывает несколько наименований газет и журналов, они с нетерпением ждут прихода районки, читают ее с начала до конца.
Бабушка Фирдина появилась на свет в 1942 году в деревне Качелино. Ее отец был председателем сельского Совета, ему дали бронь. «Кто будет воевать, если не я? Хочу, чтобы мои дети жили в мирной жизни», – добровольцем ушел он на фронт. Жена одна осталась с четырьмя дочерями, была на шестом месяце беременности пятой, Фирдиной. Не было ни муки, чтобы печь хлеб, ни дров, чтобы топить печь.
– Рассказывали, как однажды к нам зашла бабушка-соседка. А мама в это время сидела и плакала. Сказала, что получила похоронку на Хафиза, но плачет она больше из-за того, что нечем кормить детей. Соседка занесла чашку ржаной муки, мама сварила из нее суп, а муж соседки принес жердь из сеновала и затопил печь, – говорит бабушка Фирдина. – Кроме того, сестра ходила в поле за гнилой картошкой. Сначала трактор вспахивал поле, за ним летела целая стая грачей, в последнюю очередь дети в лаптях собирали оставшуюся с прошлого года картошку, да и там гонял бригадир, ломал их коромысла. А какой вкусной бывала эта картошка, словами не передать. Помню, мне было где-то 6-7 лет, мы собирали коровьи лепешки в поле, чтобы топить ими печь. Сестра складывала их в штабеля. Как же радовалась мама. Также не разрешалось собирать хворост в лесу.
Ее мать 26 лет работала дояркой на ферме. После 7 класса и Фирдина устроилась на работу дояркой. Ей доверили 13 первотелок. Подвязывала хвосты к ноге, головой утыкалась об их живот и доила, рассказывает она. Как ты разрешила ей работать, ведь ее и не видно за коровой, говорили женщины маме. Однако Фирдина не из тех, кто остановится на полпути, упорство – качество, присущее ей. Ее трудолюбие было замечено председателем колхоза, он пригласил ее на собрание и вручил подарок. Молодая доярка вышла на первое место! Подозревая, что она разбавляет молоко водой, даже проверку устроили. Совсем молодой ее приняли в партию. В 17 лет назначили секретарем сельского Совета. «Твой отец был хорошим, расторопным человеком. Старайся быть похожей на него», – говорили ей руководители. Фирдина терпеливо переносила все трудности, не желая, чтобы отцу было бы стыдно за нее. Затем она вышла замуж за Рината, парня из Чулпаново.
– Юноши-односельчане также ухаживали за мной. За ним гнались до самой железнодорожной линии. Он заметил меня в клубе и больше не отпустил. А ведь и красавцем не был. Я вышла за него замуж. На работу стала ходить из Чулпаново. Свекор со свекровью были очень хорошими, относились ко мне как к родной дочери. Даже за стол не садились, пока я не приду. Я и сама их полюбила. «Относись по-доброму к своей свекрови. Как говорится, она лишь чуточку меньше родной матери», – говорю я своей внучке. В этом году исполнится 54 года, как мы с Ринатом вместе. Вырастили двоих детей, у нас два внука, один правнук.
А в Арск семья переехала в 1973 году. Ринат Даутов работал водителем сначала на железной дороге, затем в Арском АТП, Фирдина апа до самого выхода на пенсию – на торговой базе. Труд обоих оценен многочисленными Почетными грамотами, Фирдина Даутова также награждена медалью «За доблестный труд».
– Ни слова не зная по-русски, на 4-5 окончила техникум, дни и ночи учила (муж, двое детей, работа, экзамены, домашний скот, бессонные ночи). Успевала сходить к матери в Качелино, помогать ей по дому. Сначала жили в квартире, затем купили дом. Я люблю порядок. Трепетно отношусь даже к крошке хлеба. Мы росли, не зная, что такой настоящий хлеб. Мама пекла его из крапивы, крахмала, картошки. А ведь он бывал вкусным. В детстве мы играли у ворот тех, кто пек хлеб. Мы бывали сыты одним запахом хлеба, – говорит бабушка Фирдина.
Более 20 лет она живет по канонам религии. Хотя и часто болеет в последнее время, и память уже не та, ежедневно совершает пятикратный намаз, молится за благополучие родных и знакомых. «Я дважды избежала смерти. Попала под машину, а прошлой осенью болела коронавирусом. Всю жизнь творила добро, люди со слезами выражали мне благодарность. Видимо, благодаря их молитвам, – говорит Фирдина Даутова. – Я безмерно благодарна Всевышнему за такую долгую жизнь.
Гульсина Зиннатова