Осталось только воспевать тебя и молить Всевышнего Аллаха о твоем упокоении.
Но мне все же хочется напомнить жителям района, односельчанам, колхозникам твое подзабытое имя, рассказав о выполненной тобой работе.
Разумеется, твоя семья – твои супруга, 5 детей, 5 зятьев и невесток, 13 внуков, Харис, по тебе сильно скучаем. Даже самые младшие внуки, сложив маленькие ручки в молитве, совершают молитву за упокой твоей души. Потому что за свои 70 лет мне больше не приходилось встречать такого светлого, такого порядочного человека, как ты, человека слова, человека с сильным духом. Я сама, будучи учителем, всегда с большой ответственностью и любовью относилась к своей работе.
Трудовой путь Хариса из Смак-Корсы – молодой ученый-агроном, председатель колхоза, инженер строительной организации, председатель сельского совета ветеранов.
Он всегда был любимым отцом наших детей. Ко всем пятерым относился с неизменной любовью, всем пятерым дал высшее образование. Две дочери и один из сыновей окончили сельскохозяйственный институт, в котором учился и их отец. Сегодня они сами являются уже родителями.
Харис появился на свет после войны. Отец Фатхерахман прошел по кровавым военным тропам, страдал в плену, ему посчастливилось живым вернуться в родные края. Когда он ушел на войну, супруга Фахира одна осталась с 4 детьми. После войны на свет появились еще двое детей. Имя младшему Фатхерахман выбрал сам. «Наш сын будет носить имя Харис, он станет человеком земли, останется жить с нами», – радостно говорил он. Харис рос озорным мальчишкой. Это озорство и стало причиной несчастного случая – в его правый глаз попала металлическая стрела. Не успела зажить его рана, их постигло горе страшнее – скончалась мать. Детскому сердцу с юного возраста приходилось терпеть невыносимые страдания, так закалялась у него душа. В семью пришла мачеха Рахима, подняла детей на ноги. Она и для наших детей стала заботливой бабушкой. Пусть земля ей будет пухом.
Харис с детства терпел трудности, научился понимать жизнь. Ему было присуще такое качество, как упорство. В школе считался способным учеником. В одном из своих заметок опытный журналист района Ильяс Фаттахов добрым словом написал о своем однокласснике Харисе, с которым они вместе учились в Казанбашской школе. «Учится хорошо, отлично играет в шахматы, умный юноша», – написал он, за что я благодарна ему. (Газета «Арский вестник, 1 октября 2021 года). Харис мастерски играл на гармони. Этому он научился самостоятельно, репетируя в бане. Так он стал знаменитым гармонистом деревни.
Окончив агрономический факультет Казанского сельскохозяйственного института по специальности «Ученый-агроном», вернулся на работу в родные края. «Я был счастлив тем, что в колхозе являлся первым специалистом с высшим образованием. Требовалось приобретение новых сортов, внедрение новых методов обработки земли, защиты растений от сорняков, вредителей и болезней, правильное использование минеральных и органических удобрений», – написал он в своих мемуарах.
1972, 1973, 1975, 1977, 1979, 1981-й годы выдались особенно засушливыми. Несмотря на все усилия, урожаи в этих годах не порадовали обилием. Страдали от нехватки соломы. 25-летнего молодого агронома с группой колхозников и транспортными средствами отправили в Ульяновскую область на заготовку соломы. Организацию работы возложили на Хариса. «Там и прошел я настоящую школу жизни», – написал он.
Ровно через пять лет, как начал работать, его назначили председателем колхоза «Фрунзе». 28-летнему председателю, конечно же, было нелегко. У колхоза была 2 миллиона 800 тысяч рублей по тем меркам задолженность. В период его вступления на эту должность правление колхоза находилось в Старой Масре. Дорог не было. Техника застревала в грязи, буксовала, сколько лишнего топлива уходило из-за этого. Да и ученики ходили в школу по подвесному мосту через Кесьмесь. В весеннее половодье и он оказывался под водой. Тогда и начинались в школе весенние каникулы. Именно поэтому работу начали с этого. Построили мосты, подняли дамбу, покрыли щебнем. Как руководитель, работавший с заглядом в будущее, он развернул строительные работы во всю ширь. В 1979–1980 годах были сданы в эксплуатацию технический парк, заправочная станция, большой гараж, новое административное здание (все они объекты первой необходимости).
Как председателю колхоза с лучшей подготовкой по району Харису была предоставлена возможность выступить с докладом о внедрении новых технологий на собрании по итогам 1980 года, состоявшемся 6 марта. Также первыми в районе завершили весенне-полевые работы, уборку урожая. В том году собрали богатый урожай. Так потихоньку в районе начали «узнавать» наш колхоз.
В эти же годы наш колхоз посетили писатели – наш земляк Гариф Ахунов, Фарваз Минуллин, Гарай Рахим. Они остались довольны увиденным, им было о чем писать. Судьбу земли и вод-ных объектов Гариф Ахунов высоко оценил именно в нашем колхозе. В газете «Ватаным Татарстан» (6 августа 1981 года) была напечатана его содержательная статья о Харисе. Предлагаю вам отрывок из этой статьи. «Председатель колхоза Мухамадиев Харис – приветливый, рослый мужчина лет тридцати, настоящий хозяин земли, умеющий работать с заглядом в будущее. Он привел нас к семенному гороху.
– За три дня скосили и обмолотили триста девять гектаров гороха. В последний день, к несчастью, вышел из строя комбайн. Сердце так и обливалось кровью. Потому что за те 3-4 часа, что ушло на ремонт комбайна, стручки начали лопаться, и горошины падали на землю. В подобных случаях и удостоверяешься в правдивости слов «жатва – горячая пора».
Сидя под столетним деревом, Харис рассказывает и рассказывает. В каждом его слове отражается уважение к человеку труда, любовь к земле. Чувствую, что в моем сердце пробуждается симпатия к этому молодому агроному, председателю колхоза Харису Мухамадиеву, заботящемуся о судьбе земли.
Восхищаясь красотой деревень, обилием зеленых насаждений, отдыхающими у речки упитанными коровами, пьем воду из родника.
– Температура воды в роднике и сейчас составляет +5 градусов, иными словами, на 30 градусов ниже температуры воздуха, – говорит Харис.
– Люди здесь живут по доброй воле, в свое удовольствие?
– По доброй воле, они любят деревню. Никто ее не покидает. Во-первых, мы построили множество хороших животноводческих ферм. Установили оборудования, намного облегчающие работу. На себе таскать барду, месиво, вручную выносить мусор – со всем этим у нас покончено. Значит, людям есть чем заняться в селе. Во-вторых, разве можно найти другое место с такими красивыми родниками, плакучими ивами, разноголосыми певчими птицами?»
Было все так, как написано в этой статье. Харис любил родной край, его природу и жителей. Жил и работал, находя общий язык с населением. На колхозные средства построил около 25 домов для малоимущих семей, обычных колхозников и для молодоженов. На отчетных собраниях, в праздничные дни вручали подарки. Надеюсь, люди не забыли об этом.
Липы, растущие у ворот – также память о Харисе. А эти ивы Харис посадил в 7-летнем возрасте. Косил траву на этих цветочных лугах, выращивал хлеба на полях. Зернотоки также регулярно обновлялись. Были построены склады для семян и фуража, заасфальтированы зернотоки, приобретены сушильные агрегаты, построены крытые зернотоки. В то время мы, учителя, приходили работать в ночную смену. Харис наведывался к нам, справлялся о самочувствии.
Арский район как один из близлежащих к Казани районов, был обязан обеспечить город картофелем. В нашем районе он выращивался на 7000 гектаров, из них 200 гектаров – у нас. Подвалы маленькие, вся работа выполняется вручную, техника туда не вмещается. В 1984 году построили специальное картофелехранилище вместимостью 1000 тонн, оснащенное вентиляцией. В том же году переехали в новое административное здание. Перед этим красивым зданием установили памятник в честь павших в Великой Отечественной войне односельчан.
Детский сад также построен в период работы Хариса – в 1984 году. Почему-то он все еще не обновляется. Дом культуры на 300 мест, мост над рекой Кесьмесь сдали в эксплуатацию в 1990 году. В 1991 году был разработан проект газификации. Планировалось строительство средней школы. Но в 1991 году Харису пришлось уйти с работы. Были желающие навредить его семье. А семья для него была превыше всего. Он и дальше продолжал вести строительные работы. Для него на первом месте была газификация села. «Большой вклад в ускорение газификации села внес Харис Мухамадиев», – написали в районной газете («Арча хәбәрләре», 1997 год).
Внес свой вклад также в строительство сельской мечети. Поехали в какую-то деревню, посмотрели там мечеть, взяли ее чертежи. Габдульбар мулла прочитал молитву, после этого приступили к строительным работам. Как говорится, начатое дело – законченное дело.
А выполненных работ очень много. Во всех 4 деревнях остались его следы, остались поля, на которых он трудился в поте лица, здания, построенные под его руководством, и, самое главное, колхозники – сельчане, которых он любил, которые его уважали, которые и сейчас вспоминают его со словом «наш Харис». И, слава Всевышнему Аллаху, остались дети, внуки. Остались сыновья, которые продолжают его дело.
Лимара Мухамадиева.
Смак-Корса.