Живет в Португалии, с татарским танцем одержала победу

7 ноября 2022 г., понедельник

Внучка Гульфии Султанбаевой из Арска Александра, проживающая в Португалии, исполнив в Международном конкурсе в Италии татарский танец, заняла второе место.

Когда я изъявила желание написать об этом в газету, Гульфия ханум не согласилась. «Люди не поймут, и так приходится слышать разное, даже говорят, что мы сбежали», – сказала она. У каждого своя судьба.

В Португалию они уехали не сегодня, и не вчера. Гульфия ханум уехала 11 лет назад, чтобы присматривать за внуками. Правда, она часто приезжала в Арск. Здесь у нее близкие, друзья. Здесь похоронен ее муж Данис.

С Гульфией Султанбаевой мы общались через видеосвязь. Долго разговаривали. К нашей беседе присоединилась и ее внучка Саша.

– В Арске я жила на улице Вагизовых, – начала Гульфия ханум. – Долгие годы работала в сельхозхимии. Дочь Гульназ пять лет преподавала английский язык в Арском педагогическом колледже. Вышла замуж. Родился сын. Сватья были хорошими людьми. Но молодые не смогли ужиться вместе. Развелись. (бабушка с дедушкой, отец, его сестра Гульнара не бросили Тимура, всегда помогали ему. И Тимур их очень любит, часто приезжал к ним, приехал и после своего 18-летия). Дочь тяжело перенесла смерть отца Даниса. Однажды она подошла ко мне и сказала: «Мама, я не хочу остаться в Арске, мне здесь тяжело. Знакомая приглашает в Испанию. Я поеду с ней». Я растерялась, возражала, плакала. Сын меня уговорил. Согласилась, что я могла сделать.

– Там вышла замуж?

– Да. Зять русской национальности. Из Омска. В тяжелые времена, когда не было ни работы, ни денег, уехал на заработки в Португалию. В Испании познакомился с Гульназ. После женитьбы они год жили в Испании, потом уехали в Португалию и обосновались там. Гульназ сначала оставила сына со мной, но потом и его забрала. Тимур тогда окончил второй класс. Он быстро изучил язык. Одна за другой родились дочери. Тогда меня пригласили присматривать за детьми. Я часто летала к ним. Когда внучки пошли в школу, снова уехала. Потому что там без сопровождения взрослого из школы не выпускают. Надо расписаться, что забираешь ребенка. У них еще есть 3-летняя дочь. В этом году начала ходить в детский сад. Снова появилась потребность во мне. В Португалии декретный отпуск длится всего 6 месяцев. Вот так пролетели 11 лет.

– С бабушкой, наверное, не забывают родной язык. На каком языке разговариваете дома?

– И на русском, и на татарском. Тимур разговаривает на татарском языке, девочки понимают, но не общаются. С зятем разговариваем на русском языке. Когда они одни, общаются на португальском. Но мы чтим и соблюдаем традиции всех трех национальностей, отмечаем праздники, готовим национальные блюда. Зять очень любит очпочмак, губадию, сам очень вкусно готовит борщ.

– Какое национальное блюдо у португальцев?

– Оно связано с рыбой. На праздники готовят рыбные блюда. Сушеную рыбу сутки держат в воде, к ней подают жареную картофель. Точный рецепт сказать не могу, но получается вкусно. Страна омывается Атлантическим океаном. Жители занимались там ловлей рыбы. С собой всегда брали сушеную соленую рыбу. Так она стала национальным блюдом. А моя дочь работала в одной из фирм, где требовался сотрудник, знающий английский язык. Там и научилась готовить национальные блюда.

– Гульфия ханум, Саша увлеклась танцами, чем интересуется Арина?

– Сначала обе ходили на танцы. С 4-5 лет. Я их водила. Но Арина не полюбила танцы. Брат занимался кикбоксингом. Занимал и призовые места. За собой повел и сестренку. Она тоже начала заниматься у его тренера кикбоксингом. А Саша не бросила танцы. Танцевала и одна, и в коллективе. Ей очень хотелось изучить татарский танец. Ее хореограф Юрий из России, приехал из Воронежа. Посещал известный ансамбль народного танца имени Моисеева. Он научил ее татарскому народному танцу. Выступление короткое. В конкурсах есть ограничение во времени – не более трех минут. С татарским народным танцем она заняла второе место в отборочном туре, прошедшем в городе Порту (старинный, богатый город), расположенном в северной части Португалии. Там о татарах и не знают. Этот танец им очень понравился. Внучка прославила там Татарстан. С этим же танцем заняла второе место в Международном конкурсе Европейских стран, прошедшем в Италии.

– Саша, почему ты выбрала татарский танец? – спросила я.

– Мне очень нравится моя страна, ее культура, традиции, ее народ. В настоящее время я изучаю русский народный танец «Барыня-Сударыня». Родина моих родителей – это и моя родина. И Португалию люблю.

– Ты сейчас в 9 классе. Чем хочешь заниматься в будущем?

– Здесь дети учатся 12 классов, – присоединилась Гульфия ханум. – В последний год детей делят в группы исходя из их предпочтений в выборе профессии. Что-то вроде профессионального училища. Тимур сказал, что хочет стать финансистом. После окончания бакалавриата работал на фирме, где трудится его мама (Гульназ –заместитель директора по кадрам, бухгалтер в рыбоперерабатывающей компании), накопил денег и на эти деньги поступил в магистратуру в Лиссабоне. Это огромное учебное заведение. В нем 47 тысяч студентов, 3500 преподавателей. Выдается диплом международного образца.

– Успех детей – это и ваш успех.

– Я горжусь ими. Внуки порядочные, воспитанные, слушаются родителей. Если бы был жив Данис, он бы тоже гордился. Данис был очень умным. Тимур похож на него.

– Дай бог встретиться с вами в Арске, Гульфия ханум.

– Спасибо. Планирую слетать в Арск после Нового года. Летом не смогла приехать. Соскучилась.

 

Гульсина Закиева

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International