Проживающий в Арске инвалид с рождения Рамиль Шарафутдинов открыл свое дело
В начале года мы об этом уже писали. С тех пор прошло уже несколько месяцев. Как продвигаются их дела сейчас? Мы встретились с Рамилем в их мастерской.
Мы иногда пересекаемся и с самим Рамилем, и с его мамой Танзилей ханум. Они удивляют и восхищают меня одновременно. Сколько же в этом юноше силы воли?! Удивительно. А мать его во всем поддерживает, помогает ему, вдохновляет. Здорового ребенка воспитать можно, а воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья, чтобы он не чувствовал себя обделенным, требует много сил и терпения. В этом случае невозможно не восхищаться терпением и упорством Танзили ханум.
Мы уже не раз писали, что Рамиль занимается спортом, что не раз становился чемпионом России и Татарстана. Пишет и стихи. Компьютер знает, как свои пять пальцев. Окончил сначала среднее профессиональное, потом высшее учебное заведение. Заочно. Во время сессий Танзиля ханум на инвалидной коляске сама возила его на лекции. «Пусть получит образование, станет человеком», – говорила она. Сама работала на нескольких работах, зарабатывала деньги, купила трехкомнатную квартиру в центре Арска. У них уже была двухкомнатная квартира. Когда Рамиль захотел сделать мастерскую, купили трехкомнатную квартиру. Потом решили не продавать и старую, ее переоборудовали под мас-терскую.
– Здесь неудобно. Пыль. Мы бы проводили мастер-классы для воспитанников реабилитационного центра «Исток надежды», людей с ограниченными возможностями здоровья, но нет возможности. Для этого нужна чистая комната. Если нам выделят место недалеко от нашей квартиры (сами знаете, мне нелегко передвигаться на коляске), мы бы попробовали испытать силы в конкурсе на соискание гранта и построить маленькое здание. Конечно, средств гранта недостаточно, но главное начать. А потом Аллах сам покажет путь. Я говорил об этом и с главой района. Он пообещал помочь. Надеюсь, сдержит слово. Думаю еще раз встретиться с ним. Сейчас у нас уже есть что показать, – говорит Рамиль.
Если бы не был колясочником…
Нет, он не мечтает заработать как можно больше денег и разбогатеть. Его мечта – найти занятие для себя и своих друзей. Конечно, они уже не дети, хотят и денег заработать, внести свой вклад в семейный бюджет. Это и понятно. Такого программиста, как Рамиль, любая организация бы приняла на работу. Если бы он не был колясочником… Посоветовавшись с друзьями, они выбрали иной путь. Для них это уже героизм. Сколько силы воли, сколько стараний, знаний требует открытие собственного дела. На это не решаются и многие здоровые люди.
На днях я увидела Рамиля Шарафутдинова на квадроцикле. Сзади разместил коляску (для этого сделали специальное место). Я с удивлением ждала, пока он приблизится. Поздоровавшись, убедилась, что это, действительно, он. Квадроцикл сделали по специальному заказу.
– Как Танзиля апа находит на все деньги? – удивилась моя знакомая, когда я сказала об этом. – Мать готова на все, чтобы сделать ребенка счастливым. Даже работать днем и ночью, брать в долг.
В тот день Рамиль проехал мимо меня. Как же продвигается его бизнес? Мне захотелось узнать об этом.
– Конечно, приходите, увидите нашу мастерскую, то, как мы работаем, – сказал Рамиль.
Где взять деньги?
Идею открыть мастерскую ему подала проживающая в Казани девушка-инвалид по имени Света. Девушка, которая открыла свое дело в этом направлении, помогла ему своими советами. Но где взять деньги? Он думал участвовать в конкурсе на соискание гранта. Но узнал, что в центре занятости можно получить субсидию на развитие собственного дела. Защитил проект. Получил 145 тысяч 100 рублей. Также помогла руководитель районного совета ветеранов Рамзия Хамидуллина. Нашлись и другие люди, которые оказали помощь. Конечно же, постаралась мама. Так Рамиль вдохновился на работу.
Приняв его приглашение, мы направились в его мастерскую. Там стоит станок. Небольшой, но занимает почти половину площади комнаты. Рамиль с другом Айратом, тоже спортсменом с ограниченными возможностями здоровья (Рамиль сказал, что он лежа поднимает гирю, есть и победы) был занят производством сувениров.
– Мы приобрели лазерный станок с числовым программным управлением. Его привезли в начале февраля этого года. Станок автоматически управляет элементами резки. То есть ты программируешь, что куда должно ездить и как вращаться, а станок это исполняет. Мы шлифуем, красим, – ознакомил Рамиль с работой станка.
Родители – главная поддержка
Рамиль также привлек к делу друзей Рустама Мустафина и Айрата Низамова.
– Они не колясочники. Работаем вместе. У нас нет «твоего» и «моего». Каждый знает свою работу. Вместе отдыхаем, обедаем. Рабочий день до шести часов. Помогает папа, мама. Их поддержка очень важна. С ними ничего не страшно. Дай бог им здоровья, – говорит Рамиль.
Каких только новшеств сейчас нет. Наверное, в Арске уже есть люди, работающие на таком станке. Но Рамиля и его команду не пугает конкуренция. Наоборот, она вдохновляет их на новые идеи.
– Мы интересуемся, знакомимся с работами других, появляется желание и самим попробовать. Если сначала брались за более легкие сувениры, то сейчас начали усложнять узоры, – говорят ребята.
– Что только они не делают. Просто восхитительно, – говорит Рамзия Хамидуллина, которая постоянно находится с ними на связи. – Из фанеры изготавливают сувенирную продукцию, магниты, шкатулки, портреты, рамки для фотографии и многое другое.
И не думают сдаваться
– Сначала появляется идея, потом мы начинаем воплощать ее в жизнь. Если не получается, то не поддаемся унынию, но и на полпути дело не оставляем. Если все получается, радуемся. У нас большие планы на будущее. Возможности у станка безграничны. Можно также наносить узоры на органическое стекло. Все еще впереди.
Сложнее с реализацией готовой продукции. Ребята понимают, что в первый год больших доходов ждать не приходится. Но они и не думают сдаваться. У Интернета возможности большие, Рамиль сам программист, помогает сарафанное радио. Рамзия Хамидуллина выставляет их работы на выставки.
– Деньги, вырученные с продажи первых сувениров, передали на нужды мечети. Пусть Аллах будет доволен. Много продукции увезли на Спасскую ярмарку. Готовимся к школьной ярмарке. Делаем линейки, подставки для телефонов, шкатулки и другие сувениры, – говорит Рамиль. – Надо работать, каждому товару найдется свой потребитель. У меня есть еще одна мечта. Если врачи позволят, хочу купить машину «Ока» и научиться водить ее. Зимой на квадроцикле ездить невозможно, а на работу ходить надо.
Желаем Рамилю и его команде успехов. С таким упорством, целеустремленностью они точно не пропадут, а будут развивать свое дело.