Проживающему в Урняке Рифату Гаттарову, всю жизнь преподававшему физику в сельском профессионально-техническом училище, исполнилось 85 лет!
Поехали в Урняк! Интеллигентный человек на всю жизнь остается таким: Рифат абый встретил нас в костюме и белой рубашке. Как и всегда, при общении с его лица не сходит улыбка. Родом он из Среднего Пшалыма.
«В 1961 году женился, – рассказывает ветеран. – На девушке по имени Гульфира. Она из деревни Малые Турнали, работала учителем математики Среднепшалымской школы. Нас в семье было пятеро детей. Мать Бибисара была родом из Культеси, отец Саитгарай – из Среднего Пшалыма. Я был с отцом лишь три года. Он ушел на войну и не вернулся. Мать вырастила нас одна. Трудилась на двух работах. Днем работала на конюшне, а ночью сторожила большие амбары, которые стояли в Среднем Пшалыме. В одном из своих стихотворений я написал, что наша мама не видела сна…»
Рифат Гаттаров пишет стихи. Говорит, что с самого детства. Даже во время игр с друзьями его высказывания получались рифмованными.
– Почему выбрали профессию учителя? – спросила я. К разговору присоединился сын Ильхам. «Скажи, отец, что так повелела жена». – произнес он полушутя. В школе Рифат учился на «4» и «5». Да, нужен человек, который бы вовремя дал верный совет, направил по верному пути. С супругой Гульфирой учились на заочном отделении Казанского педагогического института. Рифат окончил отделение физики, Гульфира – математики. Он ничуть не жалеет, что выбрал профессию учителя. Говорит, что любил свою работу. «Профессия учителя интересна, престижна, и я бы не сказал, что это легкая работа. Работаешь с детьми… Стараешься вести урок интересно, занимательно…» «А почему свое предпочтение отдали физике?» «Я любил физику. Ведь физика – это основа техники. Она основа всего технического прогресса…» «Если бы появилась возможность повторного выбора профессии, вы бы снова выбрали профессию учителя?» «Безусловно!» «Работать с детьми нелегко. Теряешь нервы… Не были случаи, когда бросали стулья, ломали указки об головы детей?» «Не-ет, по характеру я не злой, а наоборот, мягкосердный. Никто не идеален. В ходе работы может случиться всякое, но я никогда не применял физическую силу». «Рифат Гаттаров положительный, справедливый, отлично знающий свой предмет педагог», – говорит председатель профсоюзной организации Арского агропромышленного профессионального колледжа Ринат Зайдиев.
Они с супругой Гульфирой воспитали двоих сыновей – Ильшата и Ильхама. В семейной жизни очень важно уметь сдерживать себя в случае, когда один из супругов проявляет вспыльчивость, говорит ветеран. Старший сын Ильшат с семьей проживает недалеко от отчего дома. Гульфиры апа уже нет в живых. Рифат абый проживает с сыном Ильхамом. Оба сыновья хорошо учились в школе. Ильшат окончил Казанский сельскохозяйственный институт. Ильхам поступил в Казанский авиационный институт, оттуда ушел в армию. В настоящее время работает водителем школьного автобуса. Ильшат служил в отделе внутренних дел, сегодня в отставке. На вопрос, чем занимается в свободное время, ветеран ответил, что его у него нет. Поднимается ранним утром. В сарае его ждут теленок, куры и бройлеры. За домом большой огород. Работы хватает. Счастье – это способность работать, говорит Рифат абый. Его бройлеры достигают до 5 килограммов. В этом году получили богатый урожай картофеля. Также любит готовить. Свое мясо. Хочешь – говядина, хочешь – курятина. Их дом расположен в очень красивом уголке поселка. Рядом озеро, река, рощица. А какой воздух! Дом построили сами же.
Рифат абый в армии не служил. Из-за зрения. «Я был еще маленьким, чуть не упал с нар. Меня успела поймать бабушка, которая в это время щепала лучину. И лучина попала мне в левый глаз… В итоге он у меня, можно сказать, не видит». С волнением вспоминает годы войны, детство без отца. «В деревню с орденами-медалями вернулся Рахимзян абый, – рассказывает он. – Увидев его, я прибежал домой и с волнением начал рассказывать матери, что вернулся Рахимзян абый, что у него полная грудь медалей. И тут мама громко заплакала и вышла. Она тяжело приняла сказанное мной. Живые возвращались, а нашего отца нет, мы получили на него похоронку. Если на улице слышал слово «папа», со слезами приходил домой. Мама меня утешала, говорила, что я ничуть не хуже других. Наша мама была сладкоречивой, я успокаивался и снова бежал на улицу. Она у нас была старательной, трудолюбивой. Выпечка у нее всегда получалась вкусной, ее швейная машинка никогда не стояла без дела – благодаря ей она хоть немного зарабатывала на жизнь. Отлично помню день окончания войны. С флагом в руках и с криком «Ура!» обошли улицы. Наш отец сначала оказался в Суслонгере, через 3-4 месяца погиб в жестоких боях под Москвой.
… Во дворе от ворот до крыльца растут красивые цветы. Как писал Тукай, рядом, распевая, гуляют куры. Рифат абый вышел нас проводить. Еще раз поздравляем ветерана с 85-летним юбилеем! «Даст Всевышний, еще встретимся в ваш 90-летний юбилей», – сказал наш главный редактор Исрафил Насибуллин при прощании, пожав ветерану руки. Рифат абый проводил нас с юмором: «Сами будьте здоровы до этого».
Румия Надршина