Что нам стоит дом построить

27 января 2024 г., суббота

Проживающий в Новом Кинере наш активный корреспондент Габдульбар Сабиров – интересная личность. Только его подпись чего стоит?!

Во время одной из встреч Габдульбар пригласил к себе в гости. «Если окажешься в наших краях, загляни и ко мне», – сказал он. Причину я узнал позже, он хотел показать свое хобби.

Мы с ним люди одного времени, мы всегда найдем, о чем поговорить. Увидев его мастерскую, я на миг потерял дар речи. «Под крышей протяженностью 17 метров расположены гараж длиной 7 метров, мастерская длиной 5 метров и баня длиной 5 метров», – начал он знакомить.

Как оказалось, самое интересное ожидало внутри.  На всех четырех стенах размещены инструменты. «Это же настоящий музей. Где ты все это откопал?» – поинтересовался я.

– Да, можно назвать и музейными экспонатами, но каждый из этих инструментов в исправном состоянии. Хоть сейчас бери любой и работай. С ними работал еще мой папа. Мой папа, пять братьев были плотниками. Они делали новые инструменты, а старые давали мне. При строительстве дома они все пригодились. Сейчас плотники уже не работают на таких инструментах.

– Что нам стоит дом построить –  замерить да законопатить, говорили в старину…

– Наверное, говорили в шутку. Раньше строить дом было еще тяжелее. Колхозники работали за трудодни, были люди, которые всей семьей вязали шали (тайно) и построили дома. Тем, кто не в состоянии построить дом, помогали всей деревней. Прежде чем переехать в новый дом, приходилось изрядно попотеть. Все выполнялось вручную. Найти материалы тоже было большой проблемой.

– Вы, наверное, хорошо знаете технологию строительства дома?

– Знаю и умею. Могу даже в качестве бригадира шабашников взяться за строительство дома. Раньше готовых строительных материалов не было. Бревна распиливали на доски, отбивочным шнуром нанося прямые длинные линии на нем. Застройщик прежде всего получал у райплана разрешение на рубку леса, затем ручной пилой пилил деревья, на которых лесник делал отметку. Топором очищали от веток, которых складывали в кучу и сжигали. Бревна вывозили лошадью. Очищали бревна от коры, рубили сруб. Выпиливали чаши на обеих концах бревна. Убедившись в плотности сопряжения, верхнее бревно убирали. У нижнего по намеченному контуру срубали древесину, формируя продольный паз. Так со всеми бревнами. Уже при рубке сруба нужно делать выемки для окон и дверей.

– У нас между бревнами прокладывали солому, мочалку.

– У нас летом в болоте собирали мох и сушили его.

Габдульбар посчитал, сколько материала понадобится для строительства дома. «Я бы немного изменил поговорку: что нам стоит дом построить, если денег много». За месяц построят дом и вручат ключи. Только закажи по телефону – в тот же час привезут раствор, кирпичи, камни, песок, доски и кровлю. Топор даже не понадобится. Рабочие инструменты, которые сейчас уже не используются, я разместил выше. Их заменила современная техника. Но я храню инструменты наших дедов как ценную реликвию».

Я обратил внимание и на отсутствие пальцев на руке Габдульбара.

– Хотя современная техника и заменяет ручной труд, с ней надо быть осторожным. Я и сам раньше удивлялся, как можно отрезать свою руку. В 2012 году даже не заметил, как моя рука оказалась зажата в станке. Хорошо, что был в перчатках. Потерял четыре пальца, могло бы быть и хуже.

– Все равно работаете в мастерской?

– Мастерская для меня – это и больница. Здесь я забываю обо всех болезнях. Здесь свежий воздух, пахнет древесиной.

Уважаемые читатели, вы знаете названия этих рабочих инструментов. Если знаете, напишите нам.

 

Ильяс Фаттахов

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International