По жизни с песней

14 марта 2024 г., четверг

Учитель, воспитатель, певица, поэтесса, мама, бабушка… Судьба испытала Анису Хайруллину с разных сторон, но она смогла встать на ноги

И радости, и горести она принимает за подарок судьбы.

Раньше, когда еще вещание на радио «Арча» велось круглосуточно, часто можно было слышать песни в исполнении Анисы Хайруллиной из Арска. Песня «Тылаңгырым» в ее исполнении, посвященная родной деревне, наверное, у многих вызывала чувство ностальгии, иначе бы она не стала столь популярной среди радиослушателей. Сильно пошатнувшееся в последние годы здоровье Анисы апа расстроило не только ее родных и близких, но и ее друзей и знакомых. И на встречу с ней я пошла с чувством неловкости за беспокойство. Но, услышав радостный голос Анисы апа, а потом увидев ее саму на своих ногах, испытала облегчение. Слава Аллаху, сама ходит. Хотя и на костылях, но сама. И наша беседа началась с темы здоровья. После двух лет пребывания в постели, потихоньку начала ходить.

 

Когда ей отказали ноги, слова казанских врачей: «Вы никогда не сможете ходить», – она слушала как приговор. Но люди живут надеждой. Лишь бы не погасла последняя надежда…

«Когда оказалась прикована к постели, невольно начала думать о смерти. Думала, что это уже конец. Дочь Резеда подбадривала, поддерживала, говорила только о хорошем. Близкие всегда были рядом. Потом и сама начала бороться. «Ведь есть люди, которым намного хуже, чем мне», – думала я. Просила помощи у Аллаха. С Его помощью потихоньку встала на ноги. Сначала только лежала, потом начала сидеть с опорой. Еще в постели старалась делать гимнастику, насколько это было возможно в моем состоянии. Сын купил тренажер. Постоянные тренировки дали положительный результат. Он возил меня по лучшим казанским врачам. Но в Москву не ездила, состояние не позволило ездить на дальние расстояния. С помощью Аллаха, благодаря своим стараниям, поддержке близких я встала на ноги. Этим летом даже смогла заняться прополкой в саду», – рассказывает Аниса апа.

Светлые моменты детства

Бабушка каждый день на крыльце встречает Карима со школы. Он учится в 9 классе Арской средней школы №1. Его дядя Айдар, мама, сестра Камиля окончили эту школу. Бабушка интересуется учебой внука, школьной жизнью. И сама знакомит его с новостями района, страны. Они понимают друг друга. Он старается во всем поддерживать бабушку. Если летом бабушка начинает поливать огород, пусть даже со шланга, чтобы было легче, внук тут же спешит на помощь. Даже ночью он любит спать в комнате бабушки, потому что ей часто надо принести воды, чтобы выпить лекарство, дать костыли… Бабушка часто рассказывает ему о своем детстве: «Моя родная деревня Толонгер расположена в живописном уголке природы. В свое время это был крупный населенный пункт, с одной стороны окруженный лесом. Прямо под нашим огородом протекала река Казанка… Мы дети военных лет, которых кормил лес. Ведрами собирали ягоды, грибы. Мама Шарифелькамал училась на ветфельдшера и всю жизнь осталась верна выбранной профессии. В любое время суток спешила на помощь. Папа – участник войны, работал в Арском лесхозе. Нас было 7 детей. И соседи были многодетные. У одних было 12, у других – 7 детей. Когда собирались все вместе, были как одна школа. Тогда не было ни игрушек, ни бумаги. Мы любили играть в школу. Я тоскую по тем временам, когда мама ходила в лес за орехами. Мешками собирали орехи. Когда мы росли, в лесу было очень много богатств: еще с окраины леса начиналась малина. Лес кормил не только людей, но и животных. В 4 классе вместе с родителями и я начала косить траву. Родители научили нас труду, я всю жизнь была им благодарна. Окончив 4 класс в Лесхозской школе, с сестрой на 5 класс пошли в Арскую школу. Но у нас не было денег на оплату интерната, поэтому пришлось вернуться. Сестра продолжила обучение в Апайкина-Гари, я – в Старых Турналях. Школу я любила. Дважды становилась чемпионкой района по лыжным гонкам. Благодаря учителю Фариту Ахмадуллину (пусть земля ему будет пухом) всю зиму катались на лыжах. Детская мечта стать учителем привела меня  в 1963 году в Арское педучилище. Я до сих пор с тоской вспоминаю своих преподавателей Флеру  и Ильдуса Сагдиевых, Зинаиду Корнейчук, Рамзию Гилязеву, Мунавира Ибрагимова и других. Ильдус абый и Флера апа и сегодня живут душа в душу. Ильдус абый – активный участник районных мероприятий. Радуюсь, что мы учились у авторов Алифбы. В годы учебы в педучилище нам посчастливилось посадить деревья на стадионе Арска. Каждый раз, спускаясь на стадион, радуюсь, что и я внесла свой, хоть и небольшой, вклад в озеленение родного города».

Детская мечта всю жизнь сопровождала Анису апа. 22 года она работала учителем в школе, 18 лет – воспитателем в Арском детском саду №2.  «Многие близкие, друзья работали в детских садах. Они и заинтересовали. И сама любила детей. С ними с двух лет начинали изучать песню «Туган тел». Любила свою работу. С воспитателями, которые научили меня работе, дружили. С Фанией Вагизовной, Нурзидой Зуфаровной, Руфией Рафиковной, Радифой Габдульбаровной, Назией Рахимовной, Гульшат Хазиевной общаемся по сегодняшний день. Заведующая Надия Мифтахутдинова была с нами наравне: и в огороде работала, и к занятиям готовилась».

Любовь к родному языку начинается с семьи

С супругом Рифатом воспитали двух детей: Айдара и Резеду. Когда речь заходит о детях, Анису апа переполняет чувство гордости за них: «Успешно окончив школу, Айдар поступил в высшее учебное заведение в Москве. Сам захотел уехать в столицу. Один, без поддержки сдал вступительные экзамены на «5» и стал студентом. На время экзаменов даже общежитие не предоставили. Ночевал на вокзале. Нам отправил телеграмму, что сдал экзамены. Потом учился в аспирантуре, 25 лет преподавал в том же учебном заведении, где учился сам. Дочь Резеда преподает в Арской детской школе искусств. После внезапной смерти мужа Рифата начала жить с семьей дочери. Зять Алмаз, внуки Камиля (учится в КФУ) и Карим души во мне не чают. Я верю, что наши семейные традиции, дружественное отношение будет передаваться из поколения в поколение. Дома разговариваем только на татарском языке. И сын, который живет в Москве, разговаривает только на татарском языке. Я ставлю его в пример внукам. Что касается семейных традиций, мы всегда встречаем Новый год дома. Вместе любим отмечать дни рождения. Общаемся со всеми родственниками. Раньше, когда жили в маленьком бараке, к нам часто с семьей приезжал мой брат. Даже в маленьком бараке можно уместиться, спали на полу. Рифат родом из Культеси, после окончания СПТУ в Урняке уехал в Казахстан на поднятие целины, долгие годы работал там. Наверное, он был моей судьбой. Мы познакомились с ним на концерте. Он приехал с сестрой. С родственниками Рифата общаемся и сейчас. Я считаю, что в воспитании ребенка главное – это тепло отношение. Надо учить детей быть благодарными. Чем больше детей в семье, тем трудолюбивее они вырастают. Я всегда говорю внукам, чтобы были отзывчивыми, уважали, почитали родителей».

Песня – ее спутник жизни

«Талант к пению передался мне от матери. У мамы был очень красивый голос. Когда в доме были гости или приезжали родственники, всегда просили маму петь. Помню, она и в 80 лет пела. Наверное, свой вклад внесли и учителя музыки Райхана апа, Роза апа. Мы ездили с концертами по Арску и деревням, в то время появилась возможность дать свои песни и на радио. Песни записывали в студии радио. Я записала 20 песен. Слова и музыку 7 их них написали вместе с подругой Саймой Мустафиной. Со слушателями радио часто проводили разные игры. Диктор давал слова, за 10 минут надо было написать стихотворение. Я очень любила эту игру. Когда я училась в 4 классе, родители купили радио, в пятом классе – телевизор. И районную газету выписываем с детства. С тех радио, газета превратились в моих друзей». В ходе нашей беседы Аниса апа прочитала несколько стихотворений.

Мечты., мечты…

«Моя самая большая мечта – ходить без костылей. Мечтаю сама ходить к тем, кто справляется о моем здоровье, ездить на кладбище и читать молитвы за упокой душ умерших. Прошу счастья для детей и внуков. Пусть в стране воцарится мир».

 

Розалия Зиннатова

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International