ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОПЕРАТИВНЫЙ ПРОГНОЗ возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Республики Татарстан на 4 мая 2024 года

3 мая 2024 г., пятница

Аналитическая и прогнозная информация составлена на основе поступивших сведений от ФГБУ «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан»,  Министерства здравоохранения Республики Татарстан, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Татарстан, Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан, Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, АО «Сетевая компания».

1. Метеорологический прогноз и риски возникновения ЧС (происшествий)

Неблагоприятные метеорологические явления

Консультация – предупреждение  об интенсивности метеорологических явлений

с  18 часов 3 мая до 18 часов 4 мая 2024 года

Вечером 3 мая, ночью и днем 4 мая на территории Республики Татарстан и в городе Казани ожидаются:

- ночью и утром 4 мая температуры воздуха и почвы 0..-5˚ (в Казани -1..-3˚), на отдельных участках дорог возможно образование гололедицы;

- вечером 3 мая, ночью-днем 4 мая сильный северо-западный ветер местами порывами ночью15-20 м/с (в Казани до 18 м/с), днем       15 м/с.

Риски возникновения ЧС (происшествий) на территории Республики Татарстан

Техногенные источники ЧС (происшествий)

Риски аварий на системах электроснабжения, связанные с повреждением (обрывом) ЛЭП и линий связи, обрушением слабоукрепленных, широкоформатных конструкций и башенных кранов, падением ветхих деревьев

Риски, связанные с затруднением движения автотранспорта, увеличением количества ДТП на автодорогах республики, происшествий на авиационном и железнодорожном транспорте

Риски возникновения техногенных пожаров, взрывов бытового газа, отравлений людей угарным газом

Риски (аварии) на объектах ЖКХ

отключение электро-, водо- и газоснабжения

Природные

источники ЧС (происшествий)

Риски возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий), связанных с возникновением природных пожаров, горением травы и мусора, термических аномалий

Риски возникновения происшествий на водных объектах

Риски ухудшения агрометеорологической обстановки, повреждение и гибель сельскохозяйственных культур

Риски возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий), связанных с подтоплением пониженных участков местности

Риски затоплений территорий населенных пунктов, расположенных в зоне влияния водохранилищ

Справочно: показатели уровня опасности

 

- высокий уровень опасности;                           - средний уровень опасности;

- повышенный уровень опасности;                    - низкий уровень опасности.

 

 

 

на 4 мая 2024 года

с 18 часов 3 мая 2024 года до 18 часов 4 мая 2024 года

По Казани:

Облачно с прояснениями.

Ночью местами небольшие осадки в виде мокрого снега и снега. Днем без существенных осадков.

Ветер северо-западный: ночью 8-13, порывами 15-18 м/с; днем 6-11, порывами до 15 м/с.

Минимальная температура ночью-утром -1..-3˚.

Максимальная температура воздуха днем +4..+6˚.

Ночью и утром на отдельных участках дорог возможно образование гололедицы.

 

По Предволжью и Западному Предкамью (Кайбицкий, Верхнеуслонский, Апастовский, Камско-Устьинский, Дрожжановский, Буинский, Тетюшский, Зеленодольский, Высокогорский, Лаишевский, Пестречинский, Атнинский, Арский, Балтасинский, Сабинский,  Тюлячинский, Рыбно-Слободский, Кукморский, Мамадышский муниципальные районы):

Облачно с прояснениями.

Ночью местами небольшие осадки в виде мокрого снега и снега. Днем без существенных осадков.

Ветер северо-западный: ночью 8-13, местами порывами 15-20 м/с; днем 6-11, порывами до 15 м/с.

Минимальная температура ночью-утром 0..-5˚.

Максимальная температура воздуха днем +3..+8˚.

Ночью и утром на отдельных участках дорог возможно образование гололедицы.

 

По Западному Закамью (Спасский, Алькеевский, Алексеевский, Чистопольский, Новошешминский, Аксубаевский, Нурлатский, Черемшанский муниципальные районы):

Облачно с прояснениями.

Ночью местами небольшие осадки в виде мокрого

снега и снега. Днем без существенных осадков.

Ветер северо-западный: ночью 8-13, местами

порывами 15-20 м/с; днем 6-11, порывами до 15 м/с.

Минимальная температура ночью-утром 0..-5˚.

Максимальная температура воздуха днем +4..+8˚.

Ночью и утром на отдельных участках дорог возможно образование гололедицы.

 

По Восточному Предкамью и Закамью (Елабужский, Менделеевский, Агрызский, Нижнекамский, Заинский, Сармановский, Мензелинский, Муслюмовский, Актанышский, Альметьевский, Азнакаевский, Лениногорский, Бугульминский, Ютазинский, Бавлинский, Тукаевский муниципальные районы и городской округ Набережные Челны):

Облачно с прояснениями.

Ночью местами небольшие осадки в виде мокрого снега и снега. Днем без существенных осадков.

Ветер северо-западный: ночью 8-13, местами порывами 15-20 м/с; днем 6-11, порывами до 15 м/с.

Минимальная температура ночью-утром 0..-5˚.

Максимальная температура воздуха днем +4..+8˚.

Ночью и утром на отдельных участках дорог возможно образование гололедицы.

 

2. Гидрологическая обстановка

На Куйбышевском водохранилище уровень воды у населенного пункта Верхний Услон 52,82 м (0 см), отметка опасного критического уровня 54,24 м, критические низкие отметки для водозаборов 45,5 м.

На Нижнекамском водохранилище у города Набережные Челны уровень воды 63,37 м (+8 см), отметка опасного критического уровня 65,9 м, критические низкие отметки для водозаборов 61,7 м.

На нижнем бьефе Нижнекамской ГЭС уровень воды 54,03 м (-2 см), отметка опасного критического уровня 58 м.

В прошедшие сутки на Волжском участке Куйбышевского водохранилища наблюдались колебания высоты уровней воды в пределах от -2 см до +6 см. На Камском участке водохранилища уровни воды за сутки понизились на 3 – 20 см.

На Нижнекамском водохранилище уровни воды за сутки повысились на               5 – 9 см.

На р. Вятка наблюдается прохождение пика весеннего половодья.

 

3. Лесопожарная обстановка:

По данным мобильного приложения «Термические точки» 2 мая на территории республики термические точки не зарегистрированы.

С начала года зарегистрированы и отработаны 58 термических точек, подтверждены - 39, не подтверждены – 19.

По состоянию на 03.05.2024 года на территории Республики Татарстан наблюдается 2-4 классы пожарной опасности лесов.

На 04.05.2024 года по данным информационной системы дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства и ФГБУ «УГМС Республики Татарстан» на территории Республики Татарстан прогнозируется 2-3 классы пожарной опасности лесов:

1 класс пожарной опасности лесов: не прогнозируется.

2 класс пожарной опасности лесов в 29 муниципальных образованиях: Агрызский, Аксубаевский, Алексеевский, Актанышский, Алькеевский, Атнинский, Балтасинский, Высокогорский,  Елабужский, Заинский, Кукморский, Лаишевский, Менделеевский, Мензелинский, Муслюмовский, Мамадышский, Пестречинский, Нижнекамский, Нурлатский, Рыбно-Слободский, Сабинский, Сармановский, Спасский, Черемшанский, Чистопольский, Тюлячинский, Тукаевский муниципальные районы и городские округа Казань и Набережные Челны.

3 класс (средняя) пожарной опасности лесов в 16 муниципальных образованиях: Апастовский, Альметьевский, Азнакаевский, Арский, Бавлинский, Бугульминский, Буинский, Верхнеуслонский, Дрожжановский, Зеленодольский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Лениногорский, Новошешминский,  Тетюшский, Ютазинский муниципальные районы.

4 класс (высокая) пожарной опасности лесов: не прогнозируется.

5 класс (чрезвычайная) пожарной опасности лесов: не прогнозируется.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 233 от 05.04.2024 года с 22 апреля по 12 мая 2024 года на территории Республики Татарстан введен особый противопожарный режим.

 

4. Прогноз возникновения ЧС (происшествий)

4.1. Техногенные источники ЧС (происшествий)

Сохраняется высокая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий), на системах электроснабжения, связанных с повреждением (обрывом) ЛЭП и линий связи, обрушением слабоукрепленных, широкоформатных конструкций, падением ветхих деревьев и башенных кранов (Источник ЧС (происшествий) – ветер порывами 15-20 м/с).

Сохраняется высокая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий), связанных с авиационными происшествиями и нарушением в работе аэропортов и вертолетных площадок (Источник ЧС (происшествий) – ветер порывами до 15-20 м/с, гололедица).

Сохраняется высокая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий), связанных с затруднением движения автотранспорта, перекрытием трасс для движения и увеличением количества ДТП на автодорогах республики (Источник ЧС (происшествий) – ветер порывами до 15-20 м/с, гололедица,  несоблюдение правил дорожного движения).

Сохраняется высокая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий), связанных техногенными пожарами (в т.ч. взрывами бытового газа), отравлениями людей угарным газом, а также авариями на объектах ЖКХ (Источник ЧС (происшествий) – метеорологические явления, износ оборудования, нарушение и несоблюдение производственно-технологических норм и правил эксплуатации газового оборудования, не соблюдение правил пожарной безопасности).

 

4.2. Природные источники ЧС (происшествий)

Сохраняется высокая вероятность ухудшения агрометеорологической обстановки, повреждение и гибель сельскохозяйственных культур (Источник ЧС (происшествий) – заморозки на почве).

Сохраняется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий), связанных с горением травы и мусора (в т.ч. полигонов ТБО), термических аномалий, перехода огня на жилые дома, хозяйственные, садовые, дачные постройки, объекты экономики, а также прилегающий лесной фонд (Источник ЧС (происшествий) – нарушение требований пожарной безопасности при использовании открытого огня, 3 класс пожарной опасности лесов).

Сохраняется высокая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий) на водных объектах с гибелью людей (Источник ЧС (происшествий) – несоблюдение правил поведения на водных объектах).

Сохраняется вероятность возникновения происшествий, связанных с затоплением территорий населенных пунктов, расположенных на пойменных участках в зоне влияния водохранилищ (Источник ЧС (происшествий) – высокий уровень воды на водохранилищах).

Сохраняется вероятность возникновения происшествий, связанных с затоплением территорий населенных пунктов находящихся в зоне влияния р. Вятки (н.п. Лубяны Кукморского района) (Источник ЧС (происшествий) –  повышение уровня воды на р. Вятке).

 

4.3. На контроле находится обстановка:

На Куйбышевском и Нижнекамском водохранилищах и р. Вятка:

1) в Кукморском муниципальном районе на р. Вятка в н.п. Лубяны.

По данным временного гидропоста в н.п. Лубяны на р. Вятка уровень воды составляет 557 см (0 см). Критический уровень – 650 см, остаток до затопления                  93 см.

Уровень воды на р. Вятка на стационарном гидропосту Вятские Поляны (Кировская область) за сутки без изменений и составляет 600 см.

2) в г. Набережные Челны на р. Кама (оз. Лебяжье) в СНТ «Бережок» и «Энергетик».

На нижнем бьефе Нижнекамской ГЭС уровень воды за сутки понизился            на 2 см и составляет 54,03 мБС.

При уровне 57,05 мБС возможно затопление участков в СНТ «Энергетик» и «Бережок» в городе Набережные Челны (при неисправной водосбросной задвижке), остаток до подтопления 302 см.

3) в Зеленодольском муниципальном районе в пгт. Васильево, СНТ «Ял» и «Малахит», а также других СНТ, расположенных в зоне влияния Куйбышевского водохранилища.

На Куйбышевском водохранилище уровень воды у населенного пункта Верхний Услон за сутки без изменений и составляет 52,82 мБС.

При уровне 53,50 мБС на р. Волге возможно подтопление грунтовыми водами СНТ «Малахит» и «Ял» в пгт. Васильево Зеленодольского муниципального района, остаток до поднятия грунтовых вод 68 см.

 

5. Рекомендуемые превентивные мероприятия (в связи неблагоприятными метеорологическими явлениями):

5.1. Органам исполнительной власти Республики Татарстан, органам местного самоуправления, руководителям организаций рекомендовать:

обеспечить контроль своевременного оповещения и информирования населения о прогнозируемых метеорологических явлениях, угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и порядке их действий;

особое внимание обратить на своевременное оповещение и информирование населения, а также на работу со СМИ;

провести проверку готовности муниципальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения;

проверить готовность пунктов временного размещения;

организовать незамедлительное размещение на официальных сайтах муниципальных образований информации о консультативном предупреждении либо интернет-ссылки на источники данной информации (официальные сайты ФГБУ «УГМС Республики Татарстан», Главного управления МЧС России по Республики Татарстан, Татмедиа);

совместно с организациями, обслуживающими жилой фонд, проводить разъяснительную работу с потребителями (абонентами) природного газа по пользованию газом в быту и содержанию ими газового оборудования в исправном состоянии, проводить мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации газового оборудования;

обеспечить контроль передвижения организованных групп детей автомобильным, автобусным (школьным) транспортом;

организовать проведение необходимых превентивных мероприятий, направленных на безаварийное прохождение весеннего половодья: обновление имеющихся и создание новых водоотводных каналов и дренажных систем с целью отвода талых вод от жилых домов, расчистку и ремонт водопропускных труб с целью увеличения их пропускной способности, создание необходимого запаса инертных материалов (мешки с песком, щебнем, ПГС) для возведения временных защитных сооружений.

организовать выполнение мероприятий в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.03.2023 года № 186 «О мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности в Республике Татарстан в 2024 году» с 15 апреля 2024 года на территории Республики Татарстан установлено начало пожароопасного сезона.

ФГБУ «УГМС Республики Татарстан» рекомендовать:

своевременно доводить информацию о прогнозируемых погодных условиях до органов исполнительной власти Республики Татарстан, а также до населения республики через СМИ.

АО «Сетевая Компания» Республики Татарстан рекомендовать:

при возникновении аварийных отключений объектов обеспечить взаимодействие между ведомственной дежурной диспетчерской службой и Центром управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Татарстан с целью информационного обмена и принятия решения по нормализации ситуации;

обеспечить немедленное реагирование аварийно-восстановительных бригад при возникновении аварийных отключений в населенных пунктах и объектов.

 

 

Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан, организациям и службам ЖКХ:

произвести контроль готовности резервных источников питания и средств их доставки к месту возможного применения;

организовать своевременную передачу информации о положении в жилом секторе, на водозаборах, очистных сооружениях в Главное управление МЧС России по Республике Татарстан, а также другим заинтересованным министерствам и ведомствам Республики Татарстан;

обеспечить:

устойчивость функционирования систем жизнеобеспечения в условиях комплекса метеорологических явлений;

готовность аварийно-восстановительных и ремонтных служб к ликвидации их последствий;

обеспечить выдачу материально-технических средств населенным пунктам, подвергшимся комплексу метеорологических явлений, для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за счет аварийно-технического запаса Республики Татарстан (при необходимости).

Управлению ГИБДД МВД по Республике Татарстан рекомендовать:

обеспечить мониторинг движения пассажирского автотранспорта по дорогам республики и контроль их возвращения к местам назначения, при необходимости ограничить или запретить организованные пассажирские перевозки.

Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, дорожным службам республики рекомендовать:

особое внимание обратить на контроль передвижения организованных групп детей автомобильным транспортом;

обеспечить постоянный мониторинг состояния федеральных и республиканских автодорог;

обеспечить бесперебойное движение транспорта по автомобильным дорогам и железнодорожным путям;

предусмотреть резерв сил и средств для оперативного реагирования при ухудшении дорожной обстановки, вызванной неблагоприятными метеорологическими явлениями;

в случае снижения пропускной способности или нарушения целостности дорожного полотна, приведшего к остановке транспорта, немедленно направить силы и средства для ликвидации затора;

организовать проведение необходимых превентивных мероприятий, направленных на безаварийное прохождение весеннего половодья: своевременную расчистку и ремонт водопропускных труб с целью увеличения их пропускной способности.

Министерству образования и науки Республики Татарстан рекомендовать:

запретить эксплуатацию школьных автобусов, имеющие неисправные приемники системы «Глонасс»;

обеспечить мониторинг движения школьных автобусов по дорогам республики и контроль их возвращения к местам назначения.

ЕДДС, диспетчерским службам объектов экономики и функциональных подсистем рекомендовать:

при получении информации о неблагоприятном метеорологическом явлении своевременно доводить до органов местного самоуправления неблагоприятный прогноз, а также перечень превентивных мероприятий, направленных на минимизацию возможных последствий чрезвычайных ситуаций;

организовать контроль за выполнением комплекса превентивных мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшению их последствий;

проверить работоспособность речевых сиренных установок.

Республиканскому Агентству по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» рекомендовать:

организовать информирование населения Республики Татарстан о складывающейся метеорологической обстановке в республике, действиях при возникновении чрезвычайных ситуаций и происшествий, связанных с неблагоприятными метеорологическими явлениями.

 

5.2. Рекомендуемые превентивные мероприятия (в связи со средней и высокой пожарной опасностью лесов (3 классы пожарной опасности):

Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан:

совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Татарстан, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Республике Татарстан и исполнительными комитетами муниципальных образований Республики Татарстан обеспечить проведение комплекса организационно-технических мероприятий, направленных на профилактику и борьбу с пожарами в лесах;

проверить площадки для забора воды пожарной техникой из естественных и искусственных водоемов, расположенных в лесных массивах, а также обеспечить беспрепятственный подъезд к ним;

организовать и осуществлять проверки готовности к тушению лесных пожаров сил и средств подведомственных учреждений Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, а также организаций, выполняющих работы в лесном фонде, и арендаторов лесных участков;

организовать патрулирование не менее двух раз в период с 10 до 19 часов на лесных участках, отнесенных к I, II и III классам природной пожарной опасности лесов и в местах проведения огнеопасных работ и в местах массового отдыха граждан, пребывающих в лесах;

привести резервные пожарные команды и лесопожарные формирования в полную готовность. Обеспечить нахождение закрепленные за ними противопожарный инвентарь и средства транспорта в местах работы команд или вблизи них;

совместно с Республиканским агентством по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» организовать освещение в средствах массовой информации проводимых мероприятий по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов, оперативной обстановки по пожарам, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности в период высокой пожарной опасности лесов на территории Республики Татарстан.

Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан:

совместно с производителями сельскохозяйственной продукции всех форм собственности осуществлять комплекс мер, направленных на обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности при проведении работ на землях сельскохозяйственного назначения, прилегающих к лесным и торфяным массивам;

принять меры по недопущению сжигания сухой травы, стерни и пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения, а также древесно- кустарниковой растительности;

содержать в чистоте территории сельскохозяйственных производств, прилегающие к лесным и торфяным массивам, систематически очищать их от мусора и сухостоя;

организовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций круглосуточное дежурство добровольных пожарных формирований сельскохозяйственных товаро-производителей с выездной пожарной техникой;

поддерживать в рабочем состоянии подъезды к искусственным водоемам и устройства для забора воды пожарной техникой из водонапорных башен.

Руководителям исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан:

создать профилактические группы, включив в их состав сотрудников социальных служб, попечительских советов, полиции, Государственной противопожарной службы, жилищно-коммунальных организаций и представителей органов местного самоуправления;

осуществить комплекс мероприятий по организации круглосуточного дежурства членов добровольной и муниципальной пожарной охраны с пожарной техникой;

осуществлять координацию деятельности органов повседневного управления звеньев территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан при угрозе возникновения и возникновении природных пожаров;

принять дополнительные меры по противопожарному водоснабжению населенных пунктов и объектов, расположенных в лесном фонде и непосредственно примыкающих к землям лесного фонда;

принять дополнительные меры по противопожарному водоснабжению населенных пунктов, детских оздоровительных лагерей и объектов, расположенных в лесном фонде и непосредственно примыкающих к землям лесного фонда;

принять меры по обеспечению населенных пунктов, расположенных в лесном фонде, телефонной связью, противопожарным водоснабжением, устройству пирсов у естественных и искусственных водоемов, оборудованию водонапорных башен приспособлениями для забора воды пожарными автомобилями, проведению минерализованных полос вдоль границ населенных пунктов и объектов экономики, примыкающих к лесным массивам;

принять меры по улучшению охраны от пожаров лесных насаждений, расположенных на землях городских и сельских населенных пунктов;

организовать проведение необходимых превентивных мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных высокой пожарной опасностью лесов;

особое внимание обратить на доведение прогнозной информации до руководителей учреждений с массовым пребыванием людей (детские дома, дома престарелых и т.д., граничащих с лесными массивами) с проведением необходимых превентивных мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций.

 

6. Метеорологическая обстановка за прошедшие сутки                 

На прошедшие сутки опасные и неблагоприятные метеорологические явления не прогнозировались. Прогноз оправдался.

В прошедшие сутки в республике наблюдалась холодная погода местами с небольшими осадками (днем в виде дождя, ночью – мокрого снега и снега). Максимальные температуры воздуха вчера днем составили +4..+12˚, минимальные сегодня ночью были 0..+3˚, в отдельных районах 0..-1˚.

 

7. Оправдываемость метеорологического прогноза, ЧС и происшествий

Доля оправдавшегося метеорологического прогноза, чрезвычайных ситуаций/происшествий за прошедшие сутки составила 90 %.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International