Помнят каждую минуту

3 марта 2025 г., понедельник

Нуретдина Гаффарова призвали в армию в 1939 году. Вскоре началась война. В родную деревню он вернулся только через восемь лет

Поинтересовавшись судьбой Нуретдина абый и его супруги, ветерана войны Халимы апа, мы обратились к их дочери Ильсияр и зятю Харису Сафиным.

На столе были разложены их медали, а также официальные документы, в которых указано, за какие подвиги они были награждены. В этом доме их бережно хранят как память.

– Мой тесть был награжден орденом Красной Звезды. Служил разведчиком. Он был невысокого роста, – вспоминает тестя его зять Харис Сафин. – Он принес «языка», причем не одного, а сразу трех. Среди них был и высокопоставленный офицер, возможно, полковник или генерал. Информация, полученная от них, принесла огромную пользу нашим войскам. За этот подвиг он и получил орден Красной Звезды. Он воевал на территории Украины, участвовал в освобождении многих городов.

За свои подвиги он был награжден множеством медалей, в том числе за оборону Кавказа. Это был очень важный участок фронта, и наши войска не позволили фашистам прорваться туда, несмотря на все их усилия. У него также было много Благодарственных писем от Верховного Главнокомандующего, маршала Советского Союза Сталина.

Тесть мало рассказывал о войне. На встречах и праздниках чаще говорила теща.

А Нуретдин абый брал в руки гармонь и играл мелодии. Халима апа подпевала ему. Своими выступлениями они украшали не только встречи, а множество мероприятий.

– Эта гармонь сохранилась до сих пор. Она хранится у нашей дочери Гузель. Гузель – директор школы в Казани. Она взяла ее, чтобы показать детям и рассказать о ней, – присоединилась Ильсияр апа. – Наш отец был самоучкой, но и мы не уступали ему. Харис и мой брат тоже играют на гармони, и я играю, возможно, не так хорошо, как они. Отец играл так красиво, что до сих пор перед глазами стоит, как он улыбался, перебирая клавиши.

Нуретдину абый и Халиме апа было, о чем поговорить. Ведь они оба прошли войну. Халима апа чудом осталась жива.

– Мама мечтала стать медсестрой. Но ее мать не хотела отпускать ее далеко. Послушав ее, мама подала документы в педагогическое училище. Однако в последний момент забрала их и поехала в Казань, где поступила в медицинское училище. После окончания ее направили в Тетюши. Там ее и застала война, – рассказывает Ильсияр Сафина. – Она считала, что ее место на фронте, и попросилась на войну. Так она оказалась на фронте. Там она работала в эвакопоездах. В один из дней по какой-то причине она не смогла выйти в путь. И именно этот эшелон был полностью уничтожен.

Мы привыкли все списывать на судьбу. Как еще можно объяснить этот случай? В своей жизни Халима апа еще раз избежала смерти. Это было уже в Арске. Она вернулась сюда в эвакогоспиталь. Она не могла передать словами, что видела там.

– Мама говорила, что немецкие пленные были вшивые, но их карманы были полны золота. «Наверное, спокойно грабили людей. После того как мы сообщили куда следует, золотые вещи были конфискованы», – вспоминала она. Затем среди пленных начался тиф, и многие медсестры погибли. «Нас осталось только двое. Нас спас чеснок», – говорила она. Но они лечили их, несмотря на то, что они были фашистами, – добавила Ильсияр апа.

После войны ее отправили работать медсестрой в Азяк. Там ее и увидел фронтовик Нуретдин. Он стал ухаживать за ней, и в конце концов Халима ответила ему взаимностью. Вскоре они поженились. Прочитали никах. Девушка пришла невесткой в большую семью. Дом небольшой, членов семьи много. Молодая пара решила переехать в Средние Верези, в дом, где Халима жила до замужества. Там они и жили. Нуретдин абый работал в пожарной части в Арске, Халима апа – в больнице. В последние годы она работала фельдшером в деревне. Они воспитали шестерых детей – Асию, Салису (ныне покойную), Аниса (военного, подполковника), Хариса, Ильсияр и Ильяса.

– Отец был очень добрым человеком. Он всегда называл маму «любимая». Пока мама спала, переделывал всю работу по дому. Он не позволял нам будить ее, когда она отдыхала. Потому что маму постоянно вызывали на работу. Она считалась самой опытной медсестрой в округе. Она спасла от смерти многих людей. Ее диагнозы всегда были правильные. Перед тем как мы шли в школу, отец жарил нам картофель. До сих пор помню его вкус. Как бы я ни старалась приготовить так же, у меня не получается, как у него, – говорит Ильсияр апа. – Когда мы учились, он тоже готовил нам еду. Мы учились в Арской школе, а он работал в Арске. После уроков мы бежали к нему. Мы знали, что он уже приготовил нам что-нибудь поесть.

– В последние годы они жили у нас, – говорит Харис абый. – Они очень любили своих внуков.

Летние каникулы Гузель проводила у них. Когда училась, тоже приезжала домой, бросала сумку и отправлялась в деревню. Время, проведенное с Гузель, пожилые вспоминали с особой нежностью. Потом они сами переехали жить в Арск.

– Мы согласны и на полу спать, только возьмите с собой, – сказал папа. Овец, коз и кур тоже не оставишь. Осенью мы собирали всех и увозили в Арск, а весной снова возвращали в деревню, – рассказывает Ильсияр апа. – Позже они уже жили только у нас.

 

Отец умер в 2003 году в возрасте 85 лет, мама прожила еще десять лет. Они были для нас примером. Вместе прожили 56 лет. Их советы были бесценны. Мы помним каждую минуту, проведенную с ними.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International