Судьба, которую выбрала сама

9 апреля 2025 г., среда

Таслима Гайфуллина отметила 70-летний юбилей. 46 лет из них она работает врачом-педиатром, 43 года – в Арской центральной районной больнице

Гульсина Закиева

С мужем Хафизом Мансуровичем, долгие годы проработавшим терапевтом в Арской центральной районной больнице, они учились в одно время, встречались, когда были членами студенческого строительного отряда, но по-настоящему познакомились только после получения дипломов.

Мы встретились с Таслимой Саматовной на ее рабочем месте. Несмотря на плотный график, она нашла время для общения с нами. «Сегодня рабочий день, ночью на дежурство, завтра снова на работу», – сказала она с улыбкой. Нет, она не жалуется, наверное, каждая мать знает, с какой любовью и теплотой она выполняет свою работу.

Она родилась и выросла в обычной семье колхозников в деревне Сарай-Чекурча. Родилась после войны. Ее отец вернулся с фронта живым. В семье было четверо детей, потом родилось еще четверо. Двое умерли в раннем возрасте. Таслима – единственная девочка среди четырех мальчиков. Самая младшая.

– Моя мама Сайма и отец Самат были очень трудолюбивыми, отзывчивыми и добрыми людьми. Если кому-то нужна была помощь, они бросали все дела и бежали на помощь. Они учили нас уважать старших, быть благодарными, не проявлять грубость, – вспоминает Таслима Саматовна свое детство. – Старший брат живет в Караганде, у него своя семья, дети и внуки. В этом году ему исполнилось 89 лет. Один из братьев был музыкантом, он умер два года назад. Брат, который служил в Чернобыле, полтора года назад покинул этот мир. Один из братьев живет в Арске. Муддарис абый остался в отчем доме.

Таслима окончила четыре класса в сельской начальной школе. Она до сих пор помнит своих учителей, их имена, внешность и характеры. Строгая Такмиля Ахмерова, которая приезжала преподавать из станции Арск, маленького роста, но энергичная Роза Нуретдинова, которую очень любили дети, – и сегодня перед глазами Таслимы Саматовны. После начальной школы она пошла в Верхнекорсинскую восьмилетнюю школу. Она вспоминает эти годы как самые счастливые. Помнит Гинията и Рустема Бакировых, Рустема абый, который учил их русскому языку, и Мачтуру апа, которая научила их этике общения и даже правильно сидеть, держать ручку. Она также вспоминает «Звездный поход» в Лесхоз.

Таслима была старательной ученицей. Она хорошо училась и через день ходила в библиотеку. Любовь к чтению настолько глубоко вошла в ее жизнь, что до сих пор остается ее любимым занятием. «Мы выросли в библиотеке. «Хватит уже читать сказки», – говорила мама. А я ей отвечала, что сказки воспитывают людей», – рассказывает Таслима Гайфуллина.

На 9–10 класс она приехала в Арск. Училась в третьей школе и жила в интернате. Это было старое здание на месте нынешней стоматологической поликлиники. Маленькие комнаты. Но из-за близкого расположения деревни дети из Сарай-Чекурчи старались ездить домой. «Тогда были поезда с тремя вагонами», – вспоминает наша героиня. – Потом мы перешли в новую школу на станции. Деревня стала еще ближе. Мы не болели и не пропускали уроков. Даже с простудой мама не держала нас дома больше 1–2 дней. На уроках не разговаривали. Мы смотрели на учителя и ловили каждое его слово».

После десятого класса она задумалась о выборе профессии. Брат, который жил в Караганде, посоветовал ей выбрать медицину. По его совету она пошла сдавать экзамены. Но в первый год для поступления ей не хватило одного балла. Брат забрал ее в Караганду. Там она работала в яслях и училась на рабфаке, а потом поступила в медицинский институт. Учеба, работа – все ей нравилось. Но она очень скучала по своей деревне. С помощью брата на третьем курсе она перевелась в Казанский институт. С 4 по 6 курс училась на педиатрическом факультете Казанского медицинского института.

– Этот факультет я выбрала сама. Я росла, помогая брату с его детьми, поэтому мне это было интересно. Но когда я впервые услышала плач детей во время практики в больнице, испугалась. Но я не отступила от своего выбора, – говорит Таслима Саматовна. – Во время учебы я была очень активной. Со студенческим отрядом ездили на стройку в Мамадышский район, где я познакомилась с Хафизом Мансуровичем. Он был строителем, а я штукатуром-маляром. Потом мы снова встретились, сходили в кино.

По распределению молодой врач должна была отправиться в Чувашию, в Мариинско-Посадский район. В день получения диплома произошло событие, изменившее ее жизнь. В руках диплом, глаза горят, на лице радостная улыбка... Когда она спускалась по лестнице, ей навстречу вышел Хафиз. Он тоже получил диплом. Она остановилась. «Расстаемся, больше уже не увидимся. Меня распределили в Пензенскую область. Давай хотя бы в кино сходим», – предложил он ей. Они сходили, а на следующий день разъехались. Но эта встреча оставила в душе свой опечаток.

Молодого врача сразу назначили районным педиатром. Ей дали опытную, образованную помощницу, она   многому научила молодого специалиста. Девушка-татарка быстро стала своей в Мариинском Посаде, где жили только русские и чуваши.

– Больница находилась среди деревьев, территория была асфальтирована, каждое отделение было в отдельном корпусе. Был ресторанный комплекс. Много-этажные дома. Удивительная картина для 80-90-х годов. Особенно по сравнению нашим Арском того времени. Возможно, развитость района была связана с тем, что это была родина космонавта Николаева, – вспоминает она те годы. – Коллектив был очень дружный. Все относились к татарам очень хорошо. Я легко адаптировалась, хотя так и не смогла выучить их языка. Я старательно и ответственно выполняла свою работу. Старалась снизить детскую смертность. В тех краях все выращивали хмель и варили пиво. Я боролась с этим. Ездила по деревням с выступлениями. Как врач, снискала уважение.

В первый же год работы фотографию Таслимы Саматовны повесили на Доску почета больницы. Она прошла интернатуру в Чувашском медицинском институте, вела пропагандистскую работу. Ей предложили вступить в партию. Правда, в партию она вступила уже в Арске.

Так прошло три года. Они с Хафизом изредка переписывались, он однажды даже приехал, намекнул на свадьбу. Вскоре сделал предложение. В августе 1982 года они сыграли свадьбу. Вместе они решили вернуться в Арскую больницу. Тогдашний главный врач Владимир Кувин тепло встретил молодых специалистов. Хафиза Мансуровича, который по образованию был санитарным врачом, отправили на переподготовку по терапии. Сначала они жили у брата Таслимы Саматовны, вскоре им дали комнату в доме на станции Арск, где они прожили одиннадцать лет. Потом они построили свой дом. В семье появились две дочери. У Алии и Алсу теперь свои семьи, а у старших Гайфуллиных пятеро внуков.

– Уже 43 года мы работаем в Арской больнице. Сдружились с населением, – говорит Таслима Гайфуллина. – Хафиз никогда не пил, не курил, не ругался. Вообще, в их роду таких плохих привычек не было. Мы оба врачи, поэтому понимаем друг друга без слов. Сейчас он на заслуженном отдыхе, но не сидит без дела. Отец научил его многим ремеслам, он валенки может валять, и плотницким делом заниматься. Дома он все делает сам.

А Таслима Саматовна читает намаз, хочет научиться читать по-арабски.

 «На моем пути встречались разные люди. Но я всегда старалась видеть в них только хорошее. Я никогда никому не старалась угождать. Я знала свою работу и добросовестно ее выполняла. За почти полвека работы педиатром я поняла, что если бы я выбирала профессию сейчас, то стала бы учителем. Мне нравится работать с детьми, особенно с подростками. Они такие искренние, доверяют, советуются. Конечно, все они с передовыми взглядами. Но в жизни также нужен совет и опыт старших».

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International