В Сердебаше

28 сентября 2018 г., пятница

В Сердебаше

«Деревня Сердебаш еще в 1619 году состояла в списке Арбурской волости Малмыжского уезда Вятской губернии. По рассказам старожилов, в эпоху царствования Михаила Романова сюда переселились из марийской деревни под названием Серда. В то время деревня состояла всего из трех-четырех домов. Она развивалась, и вот однажды пришел татарин из деревни Кишьметьево, стал жить со вдовой-марийкой. Через некоторое время этот татарин стал уговаривать марийцев принять Ислам. Марийцы кроме тех, кто принял Ислам, оставили деревню и стали жить недалеко от нее. Ту деревню и сегодня называют Починок-Серда. Марийцы, переселившиеся туда, говорили, что татарин из Кишьметьево стал главой (баш) деревне, главой Серде (Сәрдә башы)».

Точка зрения Ханнана Идрисова: «Думаю, это всего лишь легенда. Нашу речку раньше называли рекой Серда. Говорят, когда в 1619 году вносили в список Арбурской волости, написали «По речке Сарда». (Это в1900-ые годы обнаружил учитель земской школы Кузьма Степанов). В годы, когда царским правительством велась политика христианизации небольших народностей, крещению подверглись и татары деревни Сердебаш. Крещенные татары освобождались от службы в армии и налогов. Но когда христианство приняли все жители деревни, призывы в армию возобновились. Об этом слагались и баиты.

Вот что мы узнали из страниц истории. Версий о происхождении деревни несколько, и все разные. Но достоверно одно: издавна здесь жили старательные, трудолюбивые люди. Построили магазин, водяную мельницу. Выращивали лен и коноплю, разбили яблоневый сад, занялись пчеловодством. Занимались плетением лаптей, изготовлением рогожи и мешков для продажи.

Сердебаш и сегодня славится живописной природой, журчащими родниками, богатой культурой и трудолюбивыми жителями. Он расположен на севере района, в одной из самых отдаленных от райцентра точек рядом с Республикой Марий Эл. Глава Шушмабашского сельского поселения Вазир Сагитов как-то говорил: «Это деревня крещеных татар. Но и обычных татар много. Они очень дружны между собой, что вызывает истинное восхищение. Вместе отмечают все праздники – и татарские национальные, и кряшенские. Много смешанных браков. Сердебаш как одна большая семья». Именно после его слов и возникло у меня желание ближе познакомиться с сердебашцами.

На сегодняшний день в Сердебаше 87 домохозяйств, население составляет 305 человек. В хозяйствах содержатся 257 голов крупного рогатого скота, в сельском стаде 94 коровы. Есть семьи, держащие по 3-4 буренки. Исходя из этого уже можно предположить, какой старательный здесь народ. Тут живут передовые механизаторы и животноводы общества. Например, братья Валентин и Владимир Петровы, из старшего поколения Валерий Иванов, Рафик Сабиров. Ильмир Самигуллин остался жить в деревне, хотя в Арске у него имеется квартира, приобретенная по ипотечной программе. Роберт Рябинин также предпочел жить в деревне. Не оставил родителей и имеющий высшее образование Руслан Павлов.

В деревне есть ферма, значит, есть и рабочие места. Лилия Семенова, Халиса Николаева, Рамзия Егорова, Валентина Сабирова, Лилия Петрова, Ирина Николаева ухаживают за быками.

Тот, кто хочет, может и на селе жить достойно. Почему бы не жить? К деревне теперь ведет асфальтовая дорога. На средства самообложения благоустраиваются дороги внутри деревни. Добротные дома со всеми удобствами. В каждом доме своя скважина, воду из нее качает вакуумный насос. У всех легковой автомобиль, а у кого-то по два или три. 42 человека имеют свой трактор. Все сами сделали прицепной сельскохозяйственный агрегат. Летом на поле заготавливают сено (теперь во многих местах удовлетворяются тем, что выдает общество или же покупают), причем своим трактором, своей техникой.

– Народ у нас дружный, во всем помогают друг другу, – говорит заведующий клубом Римма Самигуллина. – Если кто-то привез воз сена, соломы, зерно или что-то другое, тут же спешат на помощь. В последнее время за вспашку картофельного участка начали брать деньги исходя из обработанных соток. А до этого все делалось в качестве подмоги соседям, родным или же друзьям.

И муж Риммы Ильгиз, как только появляется свободная минута, спешит в свою мастерскую. У них личный трактор, сам же смастерил погрузчик тюкованного сена. Римма – крещеная татарка, Ильгиз – обычный татарин. У них трое детей. Старший сын Рамзиль после армии устроился на работу в Казани, младший сын Рафиль – в Шушмабаше, а дочь Ильзира пока учится в Сердебаше. Живут в достатке.

Что касается детей, то здесь у многих их по трое. А вот у Рамзии и Виталия Егоровых семеро детей. Рамзия работает телятницей, Виталий тоже животновод. Их зарплата примерно 8–10 тысяч рублей. На что же живете? – спрашиваю у них. Оказывается, выращивают гусей, уток, бройлеров, держат много скота, а каких только овощей и плодов не растет у них в саду и на огороде! Морковь и свеклу сдали в новокинерское предприятие, взамен взяли разные заготовки в банках. И сами сделали заготовки, сушили фрукты. У них свой трактор «МТЗ-80». Каких только приспособлений к нему не сделал Виталий вместе со своими сыновьями!

Как говорится, будущее села – это школа. И она имеется в Сердебаше, хотя и начальная. Пока в 4 классах обучается 15 детей, в дальнейшем есть вероятность увеличения количества учащихся благодаря многодетным молодым семьям. Малышей учат Равиля Романова и Рания Николаева. Рания татарка, родом из Нусы, муж кряшен. Воспитывают троих детей.

– У нас, кажется, и нет истинно татарских или же истинно кряшенских семей. Одни смешанные. Раньше обряд никаха не проводили, а теперь проводится. Все по обоюдному согласию. Есть такие, что предпочитают обряды обоих народов, говоря, что бог единый. Вот я, например, будучи крещеной татаркой, должна посещать церковь. Но мой муж татарин, поэтому я с большим уважением отношусь и к исламской религии, организую религиозные обеды со чтением сур из Корана, – говорит Римма ханум. В нашей деревне нет ни мечети, ни церкви. Правда, в доме у крещеных татар имеется икона.

В Сердебаше вместе проводят религиозные праздники. Кряшены остаются верными своим обычаям и традициям, особенно религиозным. К их празднествам присоединяются и живущие в деревне татары.

– Я вышла замуж за кряшена. Детей назвали нейтральными именами: Ралина, Регина, Ринат. Нас никто не заставлял, мы сами так захотели. В семье отмечаем как татарские, так и кряшенские праздники, чтим традиции обоих народов. После поста в месяц Рамазан идет Пасха. В этот день и из Нусы приходят дети, они ходят по домам, собирают крашеные пасхальные яйца. В каждом доме их готовят заранее, красят даже по сто яиц. После того, как обходят дома, поднимаются в гору и катают яйца. В Троицын день все родственники вместе посещают кладбище. А до этого хорошенько там убираются, заново красят ограды. Чтят Духов день – Земля-именинница, День воды – Вода-именинница, День леса – Лес–именинник. 7 апреля празднуют Благовещение. С каким днем недели оно совпадает (в этом году была суббота, в прошлом – пятница), то в течение года нельзя приниматься в этот день за работу. Поэтому к ней приступают за день до этого.

За три дня до Пасхи, в среду бывает день кражи ворот. Раньше снимали ворота дома, в котором жила девушка, и переносили к воротам парня. Так становилось известно, кто с кем встречается. А теперь могут перенести хоть куда. Утром хозяева находят их. Чтобы не допустить кражи, некоторые стерегут всю ночь, некоторые хорошенько укрепляют. Один хитрец установил звонок, как только кто-то прикоснется к воротам, дома он тут же звенит.

Есть даже Пасха мертвых – обычай поминовения предков. Красят яйца, берут конфеты, печенья или любимое блюдо усопшего и идут на кладбище, а в бане оставляют воду в тазике, чтобы он мог вернуться и помыться.

79-летняя Лидия Егорова подробно рассказала еще о некоторых обычаях. «В предшествующий Пасхе четверг разжигаешь костер и прыгаешь через огонь. Причем ранним утром. Если встаешь рано, то значит, что ты трудолюбивый, расторопный, а если проспишь, то окажешься лентяем, – сказала она. – Еще есть два дня – 19 декабря – Никола зимний и 22 мая – Никола летний. До Николаева дня ни зима не наступала, ни лето. Есть такое поверье. А вы обратите внимание: так и бывает. А после Петрова дня (12 июля) кончается лето». Лидия Егорова, многое пережившая на своем веку, потерявшая друг за другом трех сыновей-богатырей, которым не было и 50 лет, интересно рассказала об обычаях и национальных блюдах кряшенских татар.

– С помощью специальных камней – жернов мололи пшеничную крупу, пекли бялеш. С бялешом шли в дом, в котором появился новорожденный ребенок, с бялешом справляли торжественные застолья. В него вливали горячего нутряного сала. Его все ели с огромным удовольствием, – сказала она. Бялеш пекут и сегодня, но кладут рис и изюм.

Национальное блюдо кряшен – яичница. В посуду кладут яйцо, молоко, муку, дрожжи, дают тесту подняться, потом кладут на сковороду и дают подняться еще 1–2 часа, пекут в духовке и поливают маслом. Ее пекут в каждом доме. А в Ураза-Гаит и Курбан-байрам все пекут блины. И подарки на Сабантуй собирают все вместе.

В целях сохранения национальных традиций и обычаев возродили ансамбль гусляров. Раньше это был большой коллектив. Сегодня на сценах выступают Александра Семенова, Таисия Ефимова, Вера Архипова. А гусли мастерит муж Риммы Ильгиз. Фольклорный ансамбль «Рождественская звезда» из десяти человек в каждый праздник представляет на стадионе Арска импровизированный дом крещеных татар. Галима Ибрагимова – старейшина ансамбля. С помощью районного Дома культуры сшили новые костюмы. Так и живет полнокровной жизнью небольшая деревня Сердебаш.

Гульсина Закиева

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International