На днях Харису Сафину исполнилось 70 лет, а на сцене он 35 лет.
До возраста Альмандара ему еще далеко, но этого самодеятельного артиста, создавшего образ Альмандара ничуть не хуже профессиональных артистов, называют Арским Альмандаром. Действительно, если взглянуть в прошлое, то Арский народный театр «Җидегән чишмә» с 35-летней историей, поставив спектакль «Әлдермештән Әлмәндәр» («Старик из деревни Альдермеш»), поднялся на высокую ступень. Это заслуга всех артистов, но особенно Хариса Сафина, исполнившего главную роль. В отличие от профессионалов, театр для самодеятельных артистов – не основное рабочее место, им не присваиваются имена, не вручаются награды, не выплачивается зарплата. Они лишь дарят любимым зрителям тепло своих сердец, свою любовь.
После того, как коллектив со спектаклем «Әлдермештән Әлмәндәр» поднялся на сцену театра имени Г.Камала, были высказаны критические слова со стороны критиков, журналистов, профессиональных артистов. Нет, слова касались не игры артистов, им не понравилось то, что осмелились выступить со спектаклем на сцене главного театра республики. Однако театр «Җидегән чишмә» (режиссер Рафис Салахутдинов) выступил, причем дважды. Зрителям понравилось. В оба раза прошел под аншлагом.
Почему она пишет об этом, ведь не в тему, скажете вы. Нет, именно в тему. Потому что роль Альмандара исполнил герой моей статьи Харис Сафин.
– Это ваша любимая роль? – спросила его однажды и услышала неожиданный ответ:
– Нет, больше всего мне полюбилась роль отца в спектакле по пьесе Туфана Миннуллина «Саташу» («Бред»). Этот спектакль, в котором подняты такие актуальные проблемы, как отношения между родителями и детьми, семейные ценности, в одно и то же время и философский, и интересный, и печальный. Думаю, будучи отцом двоих детей, я смог донести до зрителя отношения со сценической дочерью.
Мы познакомились с Харисом Сафиным, когда он работал секретарем парторганизации в «Сельхозтехнике». Именно в эти годы он пришел в театр. Потом он устроился в «Росгосстрах». Хотя и занимал руководящий пост, с творчеством не расстался.
– Я родом из Кукче-Верезей. Еще в детстве вместе с самодеятельными артистами играл в спектаклях, – вспоминает Харис Сафин. – С тех пор сцена в моем сердце. Услышав о создании театра в Арске, сразу же пошел в районный Дом культуры. С тех пор «Җидегән чишмә» стал для меня вроде второй семьи, а самодеятельные артисты превратились в настоящих друзей. Я с большим удовольствием хожу на репетиции, каждую роль, главная она или второстепенная, исполняю с чувством большой ответственности и любовью. Театр для меня особый и прекрасный мир. Я живу им.
О Харисе Сафине я в основном написала в качестве актера. Потому что он уже давно на заслуженном отдыхе. Но работать в театре продолжает, с ним он не расстанется. За 35 лет создал множество образов. Если посчитать… допустим, по одному ролю в год, то получится 35!
Думаю, будет неправильным умолчать о его семье. Она у него удивительная. Их с супругой Ильсияр отношения друг к другу вызывают искреннее восхищение. Если бы не доверяли друг другу, не находили общий язык, то смог бы Харис Файзиевич в течение 35 лет играть в спектаклях? Думаю, нет. Дети, зять и невестка – все его преданные зрители. Недавно супруги выдали замуж внучку. А это значит, что прибавилось еще одного зятя, еще одного зрителя. С юбилеем вас, Харис Файзиевич, и творческих успехов!
Гульсина Закиева