Зайнуллин, Бурганов, Сибгатуллин... Для кого-то эти фамилии – просто названия улиц, а для меня эти люди – большие личности, светлой памятью хранящиеся в моем сердце.
Харис Зайнуллин, который родился и вырос в Новом Кинере, в 1967–1981 годах работал первым секретарем Арского райкома КПСС. Мне доводилось четыре года работать под его руководством в качестве инструктора.
«Выезжая на места, кладите в карман хотя бы печенье, не ходите голодными, не портьте себе желудок!» – сказал Харис Зиннатуллович на совещании аппарата. Он рассказал о годах работы инструктором райкома, сказал, что во время уборочной страды на зернотоках ел высушенное на зерносушилке зерно, чем и испортил себе желудок.
Однажды и мне пришлось вспомнить его совет. По работе поехал в один из колхозов. С председателем колхоза осмотрели фермы, побывали в машинно-тракторном парке. Когда настало время обеда, председатель ушел домой пообедать. Я тоже был голоден, зашел в магазин и купил пачку печенья, рыбные консервы. Есть на улице неприлично, поэтому пошел в сторону лесопосадки. О том, что консервную банку нужно открыть, я вспомнил уже на месте. Нашел острый камень и принялся открывать, но испачканные консервы пришлось выбросить. Подкрепившись печеньем, вернулся в канцелярию. Тут и председатель прибыл, мы продолжили работу.
Наш папа как-то рассказывал грустную историю, связанную с едой. Скорее всего, это были сталинские времена. В наш Курайван приехал представитель райкома. На обед председатель сельского Совета пригласил его к себе домой. Его дом располагался на улице по другую сторону глубокого оврага. Это были трудные времена, на стол поставить было почти нечего. «Вот ведь до чего довели...» – необдуманно произнес председатель. Представитель быстро оделся и вышел. Через некоторое время в дом пришел исполнитель и передал, что представитель велел ему одеться, что повезет его в Арск. В последний раз он вышел из собственного дома на своих ногах. Будучи человеком с больным сердцем, он скончался при подъеме в гору...
Однажды меня вызвал в кабинет Харис Зиннатуллович. «В Курайване я заходил в магазин, там, оказывается, есть семечки. Мне было неудобно купить при покупателях. Ты не мог бы купить килограмм для меня? Врачи рекомендуют после 40 лет употреблять жареные семечки подсолнуха», – сказал он. В своей повести «Мы – дети 41-го года» Мухаммет Магдеев пишет о том, что были безмерно удивлены, впервые увидев, как их учительница ест хлеб. Услышав подобную просьбу, я испытал схожие чувства.