Сегодня проживающему на станции Бакию Гарафиеву 85 лет. Рядом с ним дети, внуки, правнуки. Эх была бы жива и Галия апа…
Хорошо, что есть юбилеи, чтобы вспоминать прошлое. А в прошлом – вся жизнь, радости и горести, светлые мечты…
Баки ага родился в Новом Кырлае в семье, в которой было трое детей. Рос озорным ребенком, хотя детство совпало с тяжелыми военными годами. Отец был на фронте, мать одна вела хозяйство. «Во время учебы в 1–4 классах бригадир овощеводческой бригады Ярулла поручал мне гонять воробьев. За это записывал матери трудодни. В 10 лет стал работать на лошади. Так я окончил 7 классов, – вспоминает он свое прошлое. – После войны работал на заготовке леса в Лаишевском районе».
После лесозаготовок пошел учиться в Урняк на тракториста. После окончания училища три года проработал комбайнером и… до самой пенсии трудился трактористом.
– Однажды я поехал в гости в Чиканас. Там познакомился с уроженкой Байкала Галией, работавшей в меховой артели в деревне Иске-Юрт. Позже наши пути вновь пересеклись. Она перевелась в Новокинерский цех по пошиву головных уборов. В то время я был занят ремонтом трактора в МТС. Наши встречи участились. В итоге мы поженились. Сыграли неплохую для того времени свадьбу. Однажды мне сказали, что требуется помощник энергетикам, занятым прокладкой электрических кабелей. Я дал свое согласие. Меня вызвали. А после завершения работы так и остался в Арске. Оба устроились в промкомбинат – Галия меховщицей, я трактористом. И до самой пенсии на одном месте. Когда уходил на заслуженный отдых, мне подарили трактор, на котором работал, – говорит Баки ага.
С Галией жили в дружбе и согласии, воспитали пятерых детей. Построили дом. «Дети любили меня даже больше, чем мать. Я научил их петь и танцевать. Собрал старый мотоцикл, на нем возил их в лес отдыхать. Когда были маленькими, они, как и мать, называли меня по имени, – с улыбкой рассказывает юбиляр. – Я всю жизнь старался ради них. Поэтому на старости не одинок. Я очень счастлив, однако… Рядом со мной нет моей Галии. Она скончалась 7 лет назад».
Есть ли кто в Арске, не знающий Бакия Гарафиева? Он был муллой. Азы религии получил у своей бабушки. Родители также были религиозными людьми. Баки ага отвечал и за кладбище. После смерти супруги он заболел, после чего пришлось эту работу оставить.
– Когда являлся муллой, я никогда не использовал в личных целях садаку, поступавшую от благотворительных обедов, наречения именем новорожденного, никахов, всегда раздавал бедным, сиротам, – говорит он. – И для кладбища сделал очень многое. Ограда была полуобвалившаяся, территория заросла бурьяном. Всей семьей очистили от мусора, ценой неоднократного обращения к множеству руководителей удалось обновить ограду, покрыть асфальтом подъездную дорогу, создать другие удобства. Я очень рад этому.
– Папа с мамой душа в душу прожили 56 лет. Они всегда являлись примером для нас, – говорит дочь Рузиля. – Оба были старательными, трудолюбивыми, держали скотину, домашнюю птицу. Папа и сейчас пропадает в саду, на огороде, даже виноград выращивает. Родители и нас с малых лет приучили к труду. Нас пятеро дочерей, мы смело брались и за мужскую работу. Папа всегда был для нас советчиком и другом, которому мы могли доверять свои тайны. Он же привил мне любовь к чтению.
– За какое бы дело не брались, мы прежде всего звонили родителям за их благословением. Папа и сегодня является для нас главной опорой, – говорит Резеда.
С ними согласны и остальные дочери Халиса, Лилия, Альфия, зятья Рафаэль, Радик, Рашит, Искандер.
– Я также работал в промкомбинате. Нам выдали квартиру, но не потому, что там работаю, а с учетом заслуг тестя и тещи, – говорит Радик. – Он очень добрый, отзывчивый, человечный.
– В надежде, что родится сын, подарили жизнь пяти дочерям. Сегодня я не нарадуюсь этому. Хорошо, что дочери, – сказал Баки Гарафиев при прощании. – Они мое счастье…
Гульсина Закиева