3 декабря в стране отмечается День неизвестного солдата
Этот день касается многих семей. И по прошествии 75 лет после окончания Великой Отечественной войны судьба миллионов солдат до сих пор остается невыясненной.
Кто же он – пропавший без вести солдат? Тот, кто отсутствовал по месту службы по неизвестной причине, не вернулся в свою часть после боя или с задания, о ком не было никакой информации у родных, признавался пропавшим без вести. Одним словом, солдат отсутствовал по месту службы по неустановленной причине. На поиск бойца отводилось 15 дней. Отсутствие свыше этого срока давало основание признать человека пропавшим без вести. Семье солдата отправляли извещения.
Миллионы людей не вернулись домой с фронта после окончания Великой Отечественной войны. Их семьи не получили и похоронки. В 1946 и 1947 годах районные военкоматы провели подворный опрос местного населения для уточнения сведений по участникам Великой Отечественной войны. На основании этого опроса к дате последнего выхода на связь с родными добавляли 3 месяца и признавали человека пропавшим без вести. Согласно полученной справки из военкомата семья участника ВОВ могла подать прошение о назначении пенсии по потере кормильца.
Причины пропажи без вести были разными. Наиболее вероятный из них: погиб на поле боя, оставшись засыпанным в воронке от снаряда. Считать погибших было некогда, часть быстро передислоцировалась. Всех, о ком не было точно известно, что погиб, по истечении установленного срока признавали пропавшими без вести. Гибли целыми батальонами при бомбежке, в том числе и офицерский состав. В этой ситуации некому было подавать сведения о погибших. Документы о потерях могли быть утеряны или уничтожены при попадании в окружение. Бежавшим из плена приходилось скрываться, чтобы не быть арестованными, как предатель. Солдат мог попасть в госпиталь в забытье и без документов, пролежать там пока его часть не ушла. Командование подавало сведения о нем, как о пропавшем без вести, а через несколько месяцев солдат возвращался на фронт и продолжал воевать. Или погиб и похоронен, как неизвестный. Раненого солдата подобрала другая военная часть, сообщить по месту службы бойца возможности нет. А может быть, его части уже просто не существовало. Боец отстал от подразделения или передислокации, потерялся в сложной местности и др.
Семьям участников ВОВ выплачивалась пенсия по потере кормильца. Основанием к назначению пенсии была справка из военкомата. Ребенку пропавшего без вести участника войны были положены 12 руб-лей в месяц в сельской местности и 30 рублей – в городе. Дети погибших на фронте получали 200 рублей в месяц. Разница большая.
Война – это трагедия. Сколько разрушенных судеб. На эту тему разговорились с Муниром Касимовым из Урнашбаша. Он один из старожилов села, родился после ухода отца на фронт. Дитя 1941 года. «Двоюродный брат папы Мунир ушел на войну и пропал без вести. В его честь меня назвали Муниром. Мама Закия работала на ферме. Я с детства ходила с ней на ферму. Первые слова, которые я слышал, были о войне. Женщины плакали, кто-то получил похоронку. Вечерами вязали, и там говорили только о грустном. Пели и плакали».
– Видимо судьба детей-сирот, женщин настолько осела в моей душе, что тему войны я воспринимаю близко к сердцу, – говорит ветеран. – Я хочу увековечить имена людей, о которых мне известно.
Мунир абый запросил у руководителя «Клуба воинской славы» Михаила Черепанова список сельчан, погибших и пропавших без вести в Великой Отечественной войне. Если раньше в этом списке числились 74 человека, то сейчас их число достигло 106. В прежний список вошли только те, кто ушел на фронт из Урнашбаша. А в новый список также вошли уроженцы Урнашбаша, призванные из разных регионов страны. «Я подробно изучил данный список, – говорит Мунир абый. – Среди них есть призванные из Донбасса, Орловской области, Верхнеуслонского, Зеленодольского районов. Они ведь тоже из нашей деревни, их имена также должны быть высечены на памятнике».
Мунир абый уточнил фамилии, которых предстоит исключить из списка. На семеро сельчан получили похоронку, но они живыми вернулись с войны, женились, вырастили детей. Семья Фатиха Хакимова, получив весть о его гибели 29 августа 1943 года, наверное, пролила немало горьких слез. Командир отделения Хакимов после лечения в госпитале и в 1944, и в 1945 году продолжил воевать. В родную деревню вернулся лишь в 1948 году, женился, с супругой Хадичой вырастили пятерых детей. Ветеран скончался в 1990 году. А весть, в минувшем году поступившая из Якутии, безмерно удивила всех урнашбашцев. Об этом напишу отдельно.
Ильяс Фаттахов