Сулейман, наверное, выразит недовольство по поводу такого словосочетания. «Ильяс абый, ведь можжевельники не мои!» – скажет он. Такой уж он человек, любящий справедливость. Он и со словом «можжевельник» не соглашается, говорит, что можжевеловое дерево.
Лично я считал, что можжевельник относится к виду кустарника. При каждой встрече Сулейман мне говорит: «Когда же приедешь? Ведь можжевеловые деревья ждут!» В этот свой приезд он вновь рассказывал о них. И не только о них, он также касался шахматно-шашечной темы.
Мне захотелось снять Сулеймана на фото на фоне тех самых можжевеловых деревьев. Ведь он так увлеченно рассказывает о них! «Наш Ашитбаш был основан в 1400 году, – начал он издалека. – Сначала деревня была расположена на юго-западном берегу речки Акчишма, впадающей в Ашит. Чтобы спасаться от войск Ивана Грозного, сельчане оставили деревню и обосновались на новом месте. Новая деревня появилась в 1580–1600 годах. Она находится на месте слияния рек Акчишма и Ашит.
– Ашит с марийского переводится как болотистая река, – говорит Сулейман Галиуллин. – Есть версия, что Ашитбаш является самой старинной деревней на берегу реки Ашит. С 1616 года официально зарегистрирована как татарская деревня. Сохранились два старинных кладбища. На краю расположенного с северной стороны деревни поля, в народе называемого Козлиным, росли можжевеловые деревья, занимающие площадь величиной 500 на 500 метров. Они, хотя и изредка, сохранились до сих пор. Диаметр ствола некоторых деревьев достигает до 36 сантиметров, высота – до 9 метров. Как я знаю, такие обыкновенные можжевельники в России встречаются лишь в Ярославской области. Самые толстые и высокие можжевельники растут в Канаде. Там территория, на которой растут эти деревья, объявлена заповедной, их берегут как зеницу ока.
А как у нас обстоят дела насчет этого чуда природы? Неугомонный Сулейман успел лишить покоя и казанских ученых. 13 июня 2004 года здесь прошла научно-практическая конференция ученых Поволжья. Ученые с восхищением осмотрели деревья и пришли к мнению объявить это заповедной зоной… и на этом все. Но я не зря назвал свою статью «Сулеймановы можжевельники». Потому что получается, никому, кроме него, они не нужны.
К можжевеловым деревьям проехать пока не смогли. Это дело оставили на лето. Значит, тема еще не закрыта.
Ильяс Фаттахов