В этом году Арский народный театр «Җидегән чишмә» отметит свой 35-летний юбилей.
За этот период доводилось работать со многими режиссерами. Также менялись и артисты. Если Ильфат Файзрахманов является основоположником театра, то в годы работы режиссера Нурии Фахриевой удостоились звания народного театра, когда работали с Рафисом Салахутдиновым, стали победителями фестиваля «Идел-Йорт» и выиграли грант, удостоились множества наград.
Я пишу данную заметку не только как журналист, но и как артистка, 35 лет посвятившая этому театру. Решила перед юбилеем поделиться некоторыми воспоминаниями. В свое время в коллективе было много молодых артистов. Но сегодня они не спешат к нам прийти. Почему? Потому что народный театр – это не место заработка. Верными ему остаются лишь настоящие любители театра. А они есть. Наш коллектив очень дружный, мы как одна большая семья. Никакого негатива. Постоянно общаемся, справляемся о делах, о самочувствии. Наша дружная семья легко полюбилась и молодым артистам Расиху Тимергалиеву, Гульнаре Гиниятуллиной, Разилю Камалову, Алисе Сулеймановой.
Быть актером народного театра – дело нелегкое. Целыми днями на работе, у кого-то она сменная, а вечером – репетиции. У каждого семья. Мужчинам, наверное, не так тяжело, а вот женщинам… Надо готовить, убираться, воспитывать детей … У всех наших артистов хорошие, понимающие мужья, чему мы безмерно рады. Мне, например, никогда не забыть то время, как я, обнимая троих детей, сидела на чемодане у дверей в ожидании мужа и, как только он возвращался, выбегала из дома, оставив ему детей. А о приходе домой среди ночи и говорить не приходится. Однажды в метель застрял автобус в снегу, домой вернулись лишь в 4 утра.
Даже перед самым спектаклем или же в ходе спектакля может случиться всякое. Если не ошибаюсь, это было на станции Арск, шел спектакль «Галиябану». Дошли до того места, когда Исмагиль стреляет в Халиля. Пистолет стреляет пистоном, а тут он дал осечку! Артист в роли Исмагила на миг растерялся, потом бросил пистолет, свалил Халиля с ног и начал его «душить». Как они удержались, не знаю, но мы за кулисами падали от смеха. Зрители, видимо, подумали, что так было запланировано, дружно зааплодировали.
Интересных случаев было немало. Мы всем коллективом отмечаем праздники. Вот в такие моменты и вспоминаем эти смешные истории (это сейчас смешно, а тогда хоть плачь).
Каждый год говорю себе: вот завершу сезон, и больше ни ногой. Но перед началом следующего сезона мое мнение меняется. Во-первых, после 35 лет игры в театре я уже не в силах его покинуть, во-вторых, не хочется, чтобы распался набранный такими усилиями и продержавшийся в течение многих лет коллектив. Совесть не позволяет. Всегда останавливает второе «я». Кроме того, наш спектакль ждут зрители. Как только ставим один, уже начинают просить другой. Это не только мое мнение, такого же мнения все артисты, долгие годы играющие в театре.
У театра есть свои зрители. Жители Арска очень требовательные. Если им нравится наша игра, если зал всегда бывает полон, и зрители бурно аплодируют, значит, нам есть чем гордиться. «Зрители делятся на три вида. Первые приходят в театр с желанием отдохнуть, вторые – чтобы найти погрешности, третьи – с желанием помочь в случае, если будут минусы», – говорит один мой знакомый. Наши арчане с удовольствием отдыхают, потом, встречая на улице, выражают слова похвалы и благодарности. Театр «Җидегән чишмә» в Арске любят, и нам от этого приятно. Однако костяк театра уже в возрасте, молодежь не спешит к нам прийти.
А ведь театр с 35-летней историей должен бы быть гордостью района… Но сегодня его судьба висит на волоске. После ухода старшего поколения он разорвется. Чтобы не допустить разрыва, требуется надежный тыл. К сожалению, хвастаться в данной сфере нам сегодня нечем. А ведь хотелось бы и 40-летний юбилей отметить… И все же имеется толика надежды на то, что лед тронется.