Проживающий в Иске-Юрте ветеран войны и труда Равиль Шаяхметов встречает 76-ую весну Победы.
В этом году ветерану исполнилось 95 лет, но сердцем он не стареет, лицо и глаза излучают свет, сохранил свою жизнерадостность.
Родился и вырос в обычной крестьянской семье, в которой было 8 детей. Хранит теплые воспоминания о своем детстве. Но… после окончания 7 класса… началась война. В деревне остались одни старики, дети и женщины. Подростка, у которого только начали пробиваться усы, хотели назначить бригадиром. Сам он недопонимал, какая это ответственность, но отец и родные были против данного назначения.
– 40 женщин собрали у поля. Здесь же и председатель колхоза. Вызвали и меня. «Будете ли слушаться Равиля, если его назначим бригадиром?» – задал вопрос председатель. Так у меня не осталось возможности для отступления, – рассказывает Равиль абый.
Так до ухода в армию он руководил бригадой. В феврале 1943 года юношу призвали в армию. Сначала попал в Суслонгерский лагерь. «Нас поместили группами в землянки, где находились двухэтажные нары. На них – сосновые ветки, поверх них – простыни. Укрывались одеялами. Кормили дважды, иногда и трижды в день. Давали жидкий суп и 200 граммов хлеба. Солдаты поговаривали о побеге, говорили, что лучше погибнуть на войне. Однажды приехали офицеры в зеленых погонах. Началась медкомиссия солдат. Ни одного пригодного. Все исхудалые, обессиленные от недоедания, еле стоят на ногах, падают целыми взводами. А мы прошли комиссию, потому что пробыли всего два месяца, еще не успели дойти до такого состояния».
Вот так Равиль абый вспоминает те дни. Потом их увезли в Пензу. Когда остановились на обед, взорвалась мина, погибли 20 солдат. По дороге самолеты бомбили их поезд. 2 суток пешком шли до Украины. Потом их также пешком повели на границу Белоруссии – воевать против бандеровцев.
– Мы сначала позаботились о жилье. Потому что фашисты сожгли дотла все деревни, убили всех жителей. А те, кто остался жив, были в очень тяжелом состоянии. Все вшивели. Мужчины сидели дома, боясь даже выходить на улицу. Стоило приступить к работе, бандеровцы сразу же пристреливали. Смерть каждый день была рядом с нами, – вспоминает Равиль абый. – Они были настолько подготовленные, обученные, что их даже не замечали. Гоняться за ними было бесполезно, они словно испарялись. Хорошо скрывались. Однажды заметили землянку под кормушкой для коров. Через болото проложили мост. Все же со временем из сотни бандеровцев остались всего несколько.
… В 1950 году, через 7 лет службы, Равиль Шаяхметов вернулся в родную деревню. Женился, на свет появилось трое детей. 10 лет работал бригадиром, потом до выхода на заслуженный отдых главным зо-отехником. Награжден орденом «Знак Почета». Был активистом общественной жизни. Сегодня он живет с сыном Радиком, невесткой Фанзилей. У него 5 внуков, 12 правнуков. «До сих пор он помогал нам на пасеке, ухаживал за курами, – говорит Фанзиля. – Ходит сам, в хорошем настроении. Его место в доме – самое почетное. Он счастлив. Дети его почитают, уважают».