«Я с нетерпением жду каждый номер газеты, очень люблю читать третью страницу. Расскажу тебе случившуюся со мной историю. Может, в своей заметке напишешь и о ней», – сказал один мой знакомый.
– Как ты знаешь, я всю жизнь занимал должности, которым полагался служебный автомобиль с водителем. Но ничто в этом мире не вечно, однажды мне пришлось сменить работу. Пришлось самому сесть за руль. Утром собрался на работу, вышел и, как обычно, сел на место рядом с водителем. «Поехали!», – сказал я, но машина не трогалась. В недоумении повернулся к водителю – а его нет! Но и смеялся я тогда. Такое повторилось несколько раз…
Подобное я читал и в книге «Рассказы о Дзержинском». В те времена правительственные лица также летом ездили на автомобиле, зимой – на лошади. Тот же водитель зимой превращался в кучера. Однажды спускались по горе. Дзержинский наблюдал за водителем: тот ногами ищет тормоза, но откуда они на санях?
…Годы, когда я работал в райкоме. Некто, работавший директором школы (ныне покойный), был назначен заведующим отделом. Так-то как человек он был хорошим, (но, как говорит наш редактор, хороший человек – это не профессия!), однако райком – это не школа. Опыт каждому приходит лишь со временем. Здесь другие требования, другой уровень.
И этот человек, видимо, решил показать свой авторитет. Однажды на совещании аппарата первый секретарь сказал ему: «Тебе пора спуститься на землю и прекратить витать в облаках!»
После этого разговора он временами начал пропадать. В каждом коллективе бывают юмористы: видимо, спускается на землю, смеялись они. Однако райком – это не колхозная ферма, частые отсутствия там не допускаются. После очередного своего отсутствия он пришел с побитым лицом. «Может, с женой подрались?» – поговаривали коллеги. Однако не только работникам райкома, но и членам партии не был допустим семейный скандал. Если придет жена с жалобой, то тебя ждет «воспитательная мера» в виде выговора или предупреждения, могут и с работы выгнать. Его вызвал к себе секретарь. «Что случилось?» – задал он вопрос. «Сидел, смотрел телевизор, нечаянно заснул и упал со стула» – ответил тот. Не может же он сказать: «Ведь сами велели спуститься на землю».
Руководителям, наверное, нелегко спуститься на землю. Однажды мы собрались в поле на семинар. «Простой» народ оставлял машины на краю поля и дальше шел пешком. Потому что дул сильный ветер, если бы заехали в машинах, то все собравшиеся оказались бы в облаке пыли. Несколько председателей колхозов так и сделали! Они не привыкли даже 100 метров пройти пешком! «Наверное, и на фермы заезжают в автомобилях!» – «восхищались» мы ими.
Ильяс Фаттахов