15 августа Дания Асхутдинова, проживающая на станции Арск у дочери Фании, отметила 90-летний юбилей.
С этой приветливой, открытой, милой женщиной мы быстро нашли общий язык. Лишнего не говорит, отличается скромностью. «Я живу в спокойствии. Дочь души во мне не чает, внуки Дамир, Эмир очень хорошие. Я не нарадуюсь счастливой старости», – сказала она.
Сегодня она окружена любовью, заботой и вниманием. Что только не пришлось пережить Дание апа за свою жизнь?! Она родилась в деревне Татарский Кумбаш Малмыжского района. В семье было три девочки. Родители работали в колхозе. Мирную и размеренную жизнь оборвала весть о начале войны.
– Я только перешла во второй класс. Троих дедушек и трех маленьких девочек отправили на рубку леса. Мы даже пилу держать не умели. Эти дедушки и научили нас. К возвращению подготовили другую работу. Отправили на строительство плотов. Мы тоже не представляли, что это за работа. Снова вызвали тех же дедушек из леса. Детские, подростковые годы прошли в работе. И учиться не было возможности, – вспоминает Дания апа. – И кушать было нечего. Из поля, куда мы ходили собирать гнилую картофель, прогоняли собаками. Если все же удавалось собрать гнилую картофель, мама пекла хлеб. Если нет, то питались тем, что было. Когда жизнь стала налаживаться, и гнилого картофеля стало хватать. Я работала на разных работах в колхозе.
Встреча с приехавшим из армии юношей из Бурнака изменила жизнь девушки на 180 градусов. Дания очень рано вышла замуж.
– Интересной получилась история нашего знакомства. Я шла на родник. Смотрю, напротив идут двое парней. Мой будущий муж уже тогда заметил меня и сказал своему другу: «Эта девушка станет моей». Он пришел ко мне только на следующий день. Я не сразу согласилась выйти к нему. «Ты все равно будешь моей», – сказал он. Он сдержал слово, они приехали просить моей руки. Мама согласилась. На следующий день парень пришел сам. Мы с ним прожили вместе 54 года. Он работал продавцом в магазине. Я ходила на разных работах. Воспитали семерых детей. Слава Аллаху, все живы-здоровы. Только мужа уже нет, – говорит Дания апа. – Он был хорошим человеком. У нас на столе всегда было мясо. Дружил с цыганами (в наших краях их много), в год резал по пять лошадей, делал казылык. Он заказывал мне атласные платья даже тогда, когда люди еще не носили платья.
Дания апа выросла в религиозной семье. В годы войны в их деревне было две мечети. Ее дедушка был муллой. Читали намаз, держали пост в месяц Рамадан. И внук Эмир пошел в деда. В 16 лет уехал в Стамбул, пять лет учился вдали от дома. Сейчас является мухтасибом в Арске. В годы учебы бабушка по мере сил помогала им. И Дамир читает намаз. Он в Казани, работает руководителем в одной из организаций. Это сыновья дочери Фании. Дания апа не нарадуется их успехам.
– Дания апа, вы еще молодо выглядите. В чем секрет?
– Я не принимаю лекарства. Земляника, малина, травы – вот мои лекарства. Всегда употребляла в пищу жирную говядину, конину. И сейчас употребляю. Курятину не люблю, она сухая. Пью чай с медом, – сказала она. – Никогда не жаловалась на болезнь. Только сейчас суставы немного болят.
– Мама не ест мучное. магазинную еду. Жирное мясо, бульон, белый хлеб и сметана – вот ее еда. Слава Аллаху, ни диабета, ни давления у нее нет. Она еще мне помогает. Ухаживает за гусятами, утятами, с накрытым столом встречает меня с работы, – говорит дочь Фания. – Она дарит нам тепло и уют. Желаем ей здоровья.
Гульсина Закиева