Судьба, обожженная войной

6 сентября 2022 г., вторник

Бывают воспоминания, которые не подвластны годам. Они не забываются. Например, Великая Отечественная война.

Воспоминания передаются из поколения в поколение. Эхо войны до сих пор страшным воспоминанием хранится в сердцах людей.

Наверное, многие помнят фронтовика Шавката Шамеева, долгие годы преподававшего математику в Арском педагогическом училище. На его лице были шрамы, полученные на вой-не. Они лишь говорили о его героизме и отваге.  Наверное, он один знал, как сильно болели шрамы под рубашкой и брюками, которые остальные не видели. Чтобы хоть как-то облегчить боль пожилого ветерана медицинская сестра педучилища Исламия доставала для него сильные лекарства. Это о многом говорит.

Шавкат Шамеев родился 25 августа 1922 года в деревне Адав-Тулумбаево Буинского района. До 11 лет жил там. Его отца Заляла Шамеева после окончания Казанского педагогического института направили на работу в Арское педучилище. Его мать Нагима работала в Арске судьей, заместителем председателя районного исполнительного комитета, секретарем райкома КПСС, председателем поссовета.

После окончания Арской школы №1 18-летнего Шавката призвали в армию. Он начал служить в составе 179-го танкового батальона в Читинской области. Не прошло и года, началась война. Первую боевую закалку он получил в Украинском городе Подольск. Танкист Шавкат Шамеев трижды был ранен, но выжил. Должна была проехать вражеская танковая колонна. Три дня они были в засаде. На четвертый день заметили приближение 17 танков. Они выстрелом вывели из строя первый и последний танки, тем самым перекрыв немцам путь вперед и назад. Так они уничтожили и остальные танки.

Осенью 1941 года Шавката ранило вражеской пулей. Он попал в госпиталь. Через четыре с половиной месяца вновь был в строю. Выписавшись из госпиталя, начал воевать в Смоленской области. Во время очередной атаки его снова ранило. В этот раз в госпитале пролежал шесть месяцев. При каждом вдохе рана кровоточила. Благодаря своевременно оказанной медицинской помощи он выжил. Вылечившись, участвовал в боях под Ржевом, которые остались в исторической памяти самыми тяжелыми и страшными за все время Великой Отечественной войны. Танк Шавката охватило огнем. Он смог выбраться, но командир был ранен. Чтобы спасти его, Шавкат снова вошел в горящий танк. Он спас боевого товарища, а сам получил ожоги. Через три месяца лечения в госпитале, ему дали вторую группу инвалидности и отправили домой. За проявленный героизм был награжден орденом «Отечественной войны» и медалью «За отвагу».

20-летний Шавкат вернулся в Арск. И только любовь к спорту и физкультуре, свои старания помогли ему преодолеть трудности. За год он смог встать на ноги. Начал преподавать математику в родной Арской школе №1.

Преподавание стало делом всей его жизни. Он превратился в настоящего профессионала. Окончил Казанский педагогический институт, перешел на работу в Арское педагогическое училище.  И после выхода на заслуженный отдых он еще долгие годы преподавал математику. В те годы сильными математиками в Арском педучилище были Шамеев, Мурзин, Сагдиев. Ильдус Сагдиев вспоминает Шавката Шамеева с чувством глубокого уважения: «Был великой личностью – воспитанным, порядочным человеком. Никогда не повышал голоса, всегда был в хороших отношениях с коллегами, умел высказать свою точку зрения. Был настоящим фанатом математики. Составлял  учебные программы, учебники. Его статьи печатались в журналах «Советская школа» и «Начальная школа». Был настоящим методистом».

Одна из сильнейших математиков Ольга Минхаирова, которой посчастливилось работать с Шавкатом Шамеевым в одном коллективе, обратила внимание на его человеческие качества. «Был уважаемым человеком, он мог одним словом погасить пыл коллег. Никогда ни с кем не ссорился. Был аксакалом. Ему можно было доверить даже самое сокровенное. Пользовался заслуженным авторитетом среди коллег».

Когда писал статью, мне надо было узнать дату смерти Шавката Шамеева. Позвонил его ученику Халилю Гайнутдинову. «24 января 2009 года», – сказал он сходу, даже не прерываясь с работы. Я удивился, помнит даже точную дату. «Как можно забыть. Ведь он был для меня не только учителем, но и наставником, коллегой. На уроке был требовательным педагогом, а после уроков превращался в настоящего друга».

Ученый умер в 87 лет. Всегда был в работе, общении. Посвятил себя обучению подрастающего поколения сначала в Арской школе №1, потом в Арском педагогическом училище. Все вспоминают его теплым словом. Ему оказывали почести и при жизни. Особенно часто к нему приходили 9 мая, 23 февраля, 25 августа. В эти дни его дом был полон радостных голосов. Цветы, подарки, гостинцы… Во время демонстрации 9 мая у его окон кричали «Ур-ра!» Настоящий человек, достойный уважения.

Ожоги, полученные в танке, не прошли бесследно. Раны на теле все время давали о себе знать. Несмотря на это, он никогда не жаловался. На вопрос журналистов: «Трудно ли быть учителем?» он всегда отвечал: «Самая сложная профессия – это война».

Его близкие делали все, чтобы хоть как-то облегчить его страдания. Дети, внуки очень любили его. Невестка Сания оказывала ему все возможные почести. Она стала для него настоящей дочерью. Его ценили и уважали все жители Арского района.

В 1948 году отец Шавката ага Залял Шамеев был награжден орденом Ленина. Дети должны превзойти своих родителей. Шавкат Шамеев стал заслуженным учителем РСФСР.

Все проходит. Великого человека уже нет среди нас. Был бы жив, ему бы сейчас исполнилось 100 лет. Мы его вспоминаем добрым словом. Как говорит директор педагогического колледжа Гульнара Гарипова: «Мы не вправе забывать таких людей. Они гордость нации, колледжа».

Дамир Тазиев,

директор музея «Алифба»

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International