Они за считанные секунды умеют складывать и вычитать двузначные и трехзначные цифры. Без калькулятора. В уме. Работают только пальцами рук.
525+126+37… Решили пример? Или в поисках калькулятора руки сами потянулись к смартфону? Проживающие в Арске Ибрагим Фаттиев и Сулейман Сайфуллин «щелкают» такие примеры как орешки.
Хотя мальчики в этом году идут только во второй класс. В конце июня текущего года они участвовали в Международной олимпиаде по ментальной арифметике, где Ибрагим занял первое, а Сулейман – второе места. Среди 250 участников из 18 стран. Олимпиада должна была пройти в Турции. Но в связи с сокращением рейсов организаторы решили провести ее в онлайн формате.
«Ментальная арифметика – это не просто математика»
В Арском Дворце школьников с Ибрагимом и Сулейманом занималась Зухра Хожаева. Несмотря на то, что она сейчас в отпуске по уходу за ребенком, она продолжает заниматься с ними. По образованию учитель математики. Прошла специальные курсы по ментальной арифметике.
«В России ментальная арифметика появилась около 5 лет назад. Это южнокорейская методика, – говорит Зухра Хожаева. – Ментальная арифметика – это не просто математика, это тренажер для мозга. Большинство родителей считает, что эта методика направлена на развитие быстрого устного счета. Да, действительно, ваш ребенок научится быстро считать. Но это далеко не главный плюс от занятий ментальной арифметикой. На самом деле у ребенка будут формироваться много других качеств, которые пригодятся ему в повседневной жизни. Ментальная арифметика воспитывает такие качества, как многозадачность, собранность, внимательность, концентрированность. После курса обучения у ребенка начинает одновременно работать левое и правое полушария головного мозга».
Сначала дети учатся считать на абакусе. Это специальный счет. Ибрагим и Сулейман показали нам, как с ним работать. Работая с «костяшками» развивается и мелкая моторика. После того, как дети привыкнут к работе с абакусом, от него постепенно отказываются. Ментальная арифметика отличается от обычных занятий по математике. Но эти две системы не мешают друг другу. Например, если в школе дети учат сложение столбиком, то в школе они так и делают.
«Польза есть»
Педагог называет цифры, а Сулейман и Ибрагим по очереди отвечают. Их «горящие» глаза уже говорят о том, что им интересно это направление. «Вам нравится?» – спросили мы у мальчишек. «Да», – ответили они одновременно. Ибрагим и Сулейман учатся в Арской школе №1 в одном классе.
«Ментальной арифметикой занимаемся с 5 лет, – рассказывает мать Ибрагима Гульназ Фаттиева. – Мы первые ученики Зухры Хожаевой. Я и сама активная, и детей воспитываю на своем примере. На занятиях по ментальной арифметике мы оказались совершенно случайно. Хотела записать сына на какой-нибудь кружок и с этой целью пришла в Дворец школьников. А там собирали желающих заняться ментальной арифметикой. Решили попробовать. Сыну нравится, я тоже довольна. Ментальная арифметика развивает и память. С удовольствием участвуем в различных олимпиадах. Конечно, участие в них платное, но я считаю, что они очень нужны. Такие олимпиады проходят организованно, красочно. Дети общаются, знакомятся со своими сверстниками. Во время международных олимпиад они учатся с уважением относиться к представителям других национальностей. Мы уже и в Турцию собирались ехать, хотели купить билеты. Но из-за сокращения рейсов олимпиада прошла в онлайн формате. Но все было справедливо. Задания поступают только в день проведения олимпиады. Ребенок должен быть в комнате один. Перед ним только компьютер, абакус и листок с ручкой. Ход олимпиады сняли на видео и отправили организаторам.
Накануне Ибрагима пригласили в город Дербент. «Пригласили на Всероссийский конкурс по ментальной арифметике, который пройдет в День города. Пока не могу сказать, сможем поехать или нет. Но очень хочется», – говорит Гульназ Фаттиева.
Активность Гульназ ханум вызывает восхищение. Мать троих детей, работает фельдшером на станции скорой помощи и в онкологическом центре в Казани. «Иногда приходится работать через каждые сутки», – говорит она. В то же время находит время водить детей по секциям и кружкам. Ибрагим, кроме ментальной арифметики, занимается плаванием и шахматами.
«Мне очень помогают старшие дочери, – говорит Гульназ Фаттиева. – Они также учатся в Арской школе №1. Учатся хорошо. Дети у меня самостоятельные. Я всегда одобряла их желание участвовать в различных конкурсах, мероприятиях. Я за активный образ жизни».
Талант к математике у Сулеймана его мать Зиля Сайфуллина заметила еще в детстве. «Когда мы просто ходили по улице, я часто задавала ему простые задачи. Например, на ветке сидят две вороны, одна улетела, сколько осталось. Он отвечал. Тогда ему было 3-4 года, – рассказывает Зиля Сайфуллина. – Он уже с 3 лет посещает хореографический кружок. А талант к математике, я думаю, перешел ему от свекрови. Поэтому я захотела развивать его в этом направлении. Увидев в социальных сетях набор на занятия по ментальной арифметике, решили попробовать себя. Я тогда даже не представляла, что это такое. Думала, просто математика. Тогда Сулейману было 5 лет. Он уже умел считать, писать цифры. Но писал зеркально. На занятиях научился правильно писать. Сейчас они умеют слагать и вычитать. В этом году начнут учить умножение и деление. Полученные знания помогают и в школе. И Сулейман, и Ибргаим стали победителями и школьной олимпиады по математике».
Зиля Сайфуллина также за то, чтобы всесторонне развивать талант детей. «Талант ребенка надо развивать с детства», – говорит она. Сулейман также занимается хореографией, шахматами.
В этом учебном году ментальной арифметике во Дворце школьников будет учить Гульнара Сафина. «Набираю две группы – дошкольников и учащихся 1–2 классов, – говорит она. – Для занятий ментальной арифметикой ребенок должен уметь считать и писать цифры до десяти».
Резеда Хакимзянова