С Даяром Хусаеновым из Нового Кинера мы знакомы давно. Он, как и я, любит природу, пчеловод.
Почуяв что-то интересное, сразу спешит сообщить об этом. Долгие годы работал в газовой службе. На его долю выпало и немало испытаний. Но он с достоинством преодолел их, от него веет оптимизмом.
Пользуясь случаем, я поинтересовался у него, кем были его предки. «Мой дедушка по отцу Хусаен Багаутдинов был очень старательным человеком, занимался торговлей, – сказал он. – Жили в двухэтажном доме. В 1929-1930 годах дедушку увезли в Атню. Дом, надворные постройки, домашних птиц, скот конфисковали. Спряталась всего лишь одна курица. Его мать, сестра, мой папа Зулькарам остались на улице. Через три месяца дедушку отпустили, а дома нет. Его сын от первого брака жил в Узбекистане. В деревне у них был дом. Вот в этом доме они и обосновались».
О своем отце Даяр рассказывает с особой гордостью. «25 августа 1942 года его забрали в армию. Учился в артиллерийской школе, его назначили в батарею оптической разведки. Они сообщали координаты врага».
– У папы очень много фотографий с фронта, – сказал Даяр. – У разведчиков были фотоаппараты. При случае они фотографировали и себя.
Зулькарам Хусаенов внес большой вклад в победу. Об этом говорят многочисленные Благодарственные письма за подписью Главного Верховнокомандующего, Маршала Советского Союза И.Сталина, другие награды. Каждую минуту их преследовала смерть. В любую минуту мог выстрелить вражеский снайпер. Наверное, и такие случаи были.
Вот в эти самые дни Зулькарам получал беспокойные письма из деревни. Там пытались оскорбить его близких. Нашлись люди, которые вспоминали прошлое деда Хусаена. Якобы, род богачей.
До войны Зулькарам Хусаенов учился в торговом техникуме в Курске. Из-за начала войны не успел получить диплом. Но его старания не прошли даром – 14 января 1948 года диплом ему отправили по почте. Это к слову. Он хорошо знал и русский, и татарский языки.
Председателю сельского Совета он написал письмо на русском языке. Наверное, не просто так: хотел, чтобы тот понял, с кем имеет дело! В его письме нет ни одного плохого слова.
«Дорогой товарищ, через свое небольшое письмецо хочу вам передать большую просьбу, – обращается он. – Живем мы хорошо благодаря неустанной работе нашего тыла. Мы одетые и сытые, как никогда. Продолжаем гнать фашистского зверя уже на его собственной территории и в скором будущем добьем его в последней берлоге, то есть в самом Берлине. Нахожусь всего лишь в 60 километрах от Берлина.
И вот в такое радостное время, когда уже очень близок час победы, мы должны в усиленном темпе продолжать гнать ненавистного врага. Известия, которые пишут мне из глубокого тыла, расшатывают мне нервы. Я вас прошу не отказать мне в просьбе и дать ответ», – закончил он свое письмо.
Зулькарам Хусаенов вернулся с войны живым, работал в райкоме. В 1957–1959 годы был председателем колхоза в Шурабаше. И позже занимал ответственные должности в Новом Кинере.
.jpg)
Ильяс Сахапов