С Рашитом и Кларой Сибагатуллиными из Нового Яваша я познакомилась во время конкурса «Автобабай».
85-летнего Рашита абый впервые увидели в таком конкурсе. Со своим незаменимым «другом» – машиной пятой модели он приехал испытать свое мастерство в вождении.
Хотя теоретическая часть и вызвала некоторые затруднения, в практической части он ничуть не уступил своим соперникам. На финише его ждала супруга Клара ханум. Она не могла сдержать слезы счастья. У меня сразу возникло желание поближе познакомиться с этой парой. И вот мы в Новом Яваше в гостях у Сибагатуллиных.
Рашит абый родился в 1938 году в деревне Старый Узюм Кзыл-Юльского района (рядом с Ташчишмой). Отца не помнит. Сначала финская, потом Великая Отечественная война. О том, что он пропал без вести, узнал только недавно после долгих поисков.
– Нас было трое детей. Была еще бабушка. Брат Масхут заболел. Мама увезла его в больницу в Новый Кинер. По дороге он простудился еще сильнее. Брат умер. Мы остались с сестрой Анией. Бабушку ее брат увез в Казахстан. Было тяжело. Лес далеко, дров для топки нет. На двоих с сестрой одна телогрейка. В школу ходили по очереди – кто-то до обеда, кто-то после обеда. После окончания 7 класса начал работать в колхозе. Запрягав лошадь, корову, пахал землю, – вспоминает свое детство Рашит абый.
В 1957 году его призвали в армию. Он служил в Белоруссии. За три месяца до возвращения их увезли в Казахстан. Обрабатывать новые земли, перевозить зерно.
– В 1960 году сел за руль. До сих пор за рулем. 62 года. Был секретарем парторганизации, водил такие машины, как «Колхида». Даже лично ездил в Курган и привез автобус. 32 года прошли как один миг, – говорит Рашит Сибагатуллин. – Правда, в 1965 году приехал в Новый Яваш и женился на Кларе. И ее увез с собой.
– Мы с ним познакомились в 1960 году. Он служил с моим односельчанином. Они вместе приехали в деревню. Мы поженились. С тех пор 57 лет вместе. Воспитали троих сыновей. У нас шесть внуков, четыре правнука, – присоединилась Клара апа.
Клара Сибагатуллина 1942 года рождения. Когда отца провожали на войну, она еще была в утробе матери. У нее две имени. Перед уходом на войну ее отец попросил секретаря сельского совета назвать дочь Кларой. Но бабушка не согласилась. «Это же русское имя. Пусть будет Нурией», – сказала она. По документам она Клара. Отец не вернулся с войны. Клара ни разу не видела его. Жили тяжело. Пользуясь отсутствием отца, детей и унижали.
– Мама собирала нас вместе и читала письма отца. Мы удивлялись, зачем она это читала. Тогда и в голову не приходило сохранить эти письма. Мама и старшая сестра ждали его до самой смерти, – говорит Клара апа. – Я с пяти лет присматривала за чужим ребенком. За это мне давали кусок хлеба в день. Одежды и еды не было. Седьмой класс окончила с двумя ситцевыми платьями. Первое одевала до четвертого, второе – до седьмого класса. Потом работа в колхозе. После замужества уехала с мужем. Началась новая жизнь. Родились дети. В Казахстане я работала в детском саду, позже была поваром. Наш труд достойно оценили, наградили медалями. Никогда не ссорились, умели уступать друг другу. Я не помню, чтобы Рашит хоть раз кричал на меня.
В 1997 году Сибагатуллины переехали в родные края. Сначала в Старый Узюм, потом в Новый Яваш. Рашит абый – газосварщик. И здесь нашел работу. Купили старый дом. Постепенно сделали ремонт.
– Всю жизнь все делали вместе, – говорит Клара апа. – Если Рашит брался за одну сторону доски, то я – за другую. Даже на рыбалку ездили вместе. Это сейчас я начала лениться. Сначала было тяжело привыкнуть к деревне. Материалы найти непросто, никого не знаем. Год не могли оформить гражданство. Сейчас все хорошо. И соседи очень хорошие. Дети часто приезжают. Правда, здоровье уже подводит. Я перенесла семь, Рашит – две операции.
– На жизнь не жалуемся. Газ, вода, туалет дома, получаем пенсию. Я получил религиозное образование. Езжу на машине. Что еще надо? – присоединился Рашит абый.