Мама встречает приветливой улыбкой

15 января 2023 г., воскресенье

Какие только испытания не посылает Аллах людям. И Райхане Сафутдиновой за свою жизнь пришлось пройти через множество испытаний

Она живет в Старом Кырлае. Разменивает девятый десяток лет. В семье их было 8 детей. Сейчас из всех братьев и сестер в живых осталась только Райхана апа. «Старший брат Анвар Камалов был ветераном войны, жил до глубокой старости. А остальные не дожили и до 60–70 лет», – говорит моя героиня. В ее жизни было все – и голод, и нищета, и война.

– Папа был трудолюбивым человеком, поэтому и жили в достатке. Их хотели отправить в ссылку, но не хватило одной статьи – в семье не было няни для детей. Поэтому папу отправили в тюрьму на два года. Все имущество конфисковали. Мама с шестью детьми осталась в сарае для овец, – вспоминает Райхана апа. – В 1936 году папа с кем-то из родственников уехал на заработки в Каракалпакстан. Тогда мне был всего лишь год. Жить было негде, в стране царил голод. Я до сих пор удивляюсь, как мама выдержала столько испытаний?! Помогал дедушка, отец мамы, он работал мельником. В это время и папа работал по две смены, заработал хорошие по меркам того времени деньги. Так он построил новый дом.

В 1940 году семья переехала в новый дом. Но… началась война. Отца Райханы апа призвали в первый же год войны. В 1943 году призвали и старшего брата. Дети с малых лет росли в труде. Сбор крапивы – это тоже работа. Но одной крапивой сыт не будешь. Хочется и муки, и хлеба. Семью во всем поддерживал дядя Султан (родной брат матери Райханы апа), работавший агрономом в районе. Он привозил им крахмал. 14-летнюю племянницу устроил бухгалтером в Азяк. В 19 лет она вышла замуж.

Огонь уничтожил полдеревни

– Папа шесть месяцев жил в Суслонгере. Холодная землянка. Они дыханием размораживали картофельную кожуру, чтобы хоть как-то прокормиться. Там папа делал лапти для других. Однажды к ним приехали два человека. Они увезли с собой папу и еще одного человека родом из Балтасей. Сначала они сильно испугались. Их привезли в пригород Казани на фабрику по пошиву формы для солдат. Папа и там делал лапти. Не голодал. Ремесло оказалось кстати. И мама бралась за любую работу. Папа вернулся в августе 1945 года. Мне тогда было 10 лет. Как же я тогда радовалась возвращению папы! «Слава Аллаху, дом цел, надворные постройки есть, пусть только сын вернется живым и здоровым», – сказал папа. Но… В 1946 году в Старом Кырлае произошел сильный пожар. Огонь уничтожил полдеревни, в том числе и наш дом. Погорельцев приютили другие сельчане.

– К осени мы построили дом. В 1947 году с войны вернулся и брат. В доме не было даже куска хлеба, чтобы угостить его. Мама попросила у соседей в долг десяток яиц. Из них сделала яичницу. Нам она не досталась, – вспоминает Райхана апа. – Брат начал работать на тракторе. На нашем столе начал появляться хлеб. В 1956 году в доме, построенном из сырых бревен, появились сороконожки и клопы. Чтобы они не попали в еду, мама перед тем, как садиться за стол, подметала потолок над столом. В 1957 году построили новый дом. Но папа заболел. Через неделю его не стало.

Насильно выдал замуж

– Райхана апа, вы сказали, что в семье было 8 детей. Когда ваш отец ушел на войну, ваша мама осталась с шестью детьми.

– В 1942 году папа приехал на побывку. Один из детей родился после отпуска отца, а младший – после войны. После смерти отца ответственность за семью легла на брата. Он заменил нам отца. Меня он насильно выдал замуж за Зигангира, который жил по соседству с нами. Он был старше меня. И там большая семья, самому младшему ребенку было всего пять лет. С первого же дня замужества приступила к домашним хлопотам. Ко мне никто не относился как к невестке. Стала их старшим ребенком. В доме ничего не было. Благодаря стараниям супруга всего добились. Воспитали пятерых детей. Муж особенно любил сыновей. Он даже голоса на них не поднимал. «Учитесь, не будете по локоть в солярке», – говорил он им. Дал им образование. Играть в шахматы было обязательно. Ни минуты не держал без дела.

В жизни пригодилось и трудолюбие, и образование. Раис 29 лет работал заведующим фермой. Сейчас держит коров, телят, домашнюю птицу. Продукцию реализует в Казани. Фанис открыл свое дело. Только Фарит 7 лет назад умер.

В нашем роду разводов не было

– Я была строга с сыновьями. Они меня слушались. Детям одинаково нужны и отец, и мать. В нашем роду разводов не было, – говорит Райхана апа. – У нас 9 внуков. Все получили высшее образование. Подрастают 13 правнуков. Я не нарадуюсь им.

– К дочерям у папы было другое отношение. Он и нас любил. Но считал, что девочкам не нужно высшее образование. Мы с сестрой Файрузой послушались. По совету отца бросила институт. Уже сами размениваем восьмой десяток лет, но все еще слушаемся маму. На жизнь не жалуюсь. У меня есть любимое дело, дети, родные, мама жива. Мой муж Юра по национальности русский. Он любимый зять мамы. Они общаются только на татарском языке, – говорит Фаузия.

– Быть невесткой легко, а быть свекровью – непросто. Боюсь, как бы дети не поссорились. Я 20 лет жила со свекровью, 35 лет со свекром. Свекор болел. Сейчас сама живу, ощущая теплое отношение невестки Ильсии. Дочери всегда рядом. Каждому желаю дожить до счастливой старости. Это большое счастье. Я в 63 года осталась вдовой. Что может быть дороже, чем любовь и забота детей, внуков, правнуков.

– Наша мама еще не собирается сдаваться, – присоединилась Файруза. – Участвовала в марафоне бабушек, стала победителем конкурса, организованного радио «Тәртип». Угощает нас вкусной выпечкой. Самое главное – каждый раз встречает своей приветливой улыбкой.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International