Фагилю апа я знала как работника Сбербанка, а вот ее невестка Гульназ Фаттиева мне хорошо знакома, наши дети вместе учились в начальных классах Арской школы №1. Гульназ – мать троих детей, ее дети хорошо учатся. Добрый, отзывчивый человек. Не секрет, что среди родителей есть разные…
Невестка и свекровь. Невестка проливает искренние слезы по свекрови… На днях не стало Фагили Фаттиевой. Мы с председателем районного совета ветеранов Рамзией Хамидуллиной в доме Фагили ханум, расположенном на улице Подгорная, с ее невесткой Гульназ вспоминаем ветерана… Большой красивый дом. После смерти свекра Фирдавес мама жила одна, – сказала Гульназ. – Они воспитали троих детей. Сына Азата уже нет в живых. Дочь Зульфия со своей семьей живет в Арске. Третий ребенок – мой муж Марат, у нас трое детей, живем в Арске в своей квартире. Однако мы не оставляли маму одну. То дети, то мы сами всегда были здесь, рядом с ней. Как сейчас помню время, как я пришла невесткой. В то время была еще жива бабушка Марата Фатима. Моя свекровь была большой оптимисткой, она словно солнце, с ее лица никогда не сходила улыбка. Она и ушла с улыбкой… Знающие маму люди говорили: «Фагиля апа – женщина-Солнце». Наша мама никогда не гонялась за богатством, довольствовалась имеющимся, говорила, что с собой ничего не унесешь».
Фагиля апа выросла в семье, где было 6 детей. Родом из деревни Кушар Атнинского района. Муж Фирдавес также из этой деревни. В 1976 году переехали в Арск. Общими усилиями построили дом. Наверное, мало кто не знает Фирдавеса Фаттиева, педагога с высшим образованием. Он окончил физико-математический факультет, преподавал математику. «Я пришла невесткой в этот дом в 2005 году, – рассказывает Гульназ. – В то время свекор ходил с тростью, он пережил инсульт. Впервые я увидела его в тот момент, когда он сидел у газовой плиты и готовил обед. Нельзя же было все время проводить в постели, нужно было двигаться. И папа, и мама – оба были очень хорошими. Я быстро стала своей. Мама приходила с работы поздно, очень усталая. Но я никогда не слышала от нее «Уф!». На следующее утро, надев свою красивую красную кофту, с улыбкой на лице отправлялась на работу, вечером с улыбкой возвращалась. На огороде тоже работали вместе. «Почему же вы заставляете Гульназ постоянно работать?!» – шутил отец. Так и жили с юмором. В 2006 году мы получили квартиру. Но туда переехали не сразу, а только в 2009 году. Мама очень любила готовить выпечку. Беляш, треугольники, губадия… Нет, наверное, человека, который бы готовил лучше нашей мамы… Ей заказывали выпечки. Бульон она вливала в беляш за несколько минут до готовности, также вливала растопленное сливочное масло. Как же вкусно получалось! В первое время после замужества я все удивлялась: почему она варит суп так много, целую 10-литровую кастрюлю? Не волнуйся, зря не пропадет, говорила мама. Рядом с папой на стуле стоял телефонный аппарат, по нему поступает приказ: поставь чайник, сейчас придут гости. Если в банк, где работала мама, заходили ее односельчане, знакомые, она обязательно приглашала их к себе на чай. Говорила, чтобы они не ходили голодными. Наши свекор со свекровью были приветливыми людьми, очень любили людей. За разговором угощались, пили чай. Как видите, рядом с домом стадион, где проходит Сабантуй. А в дни Сабантуя в нашем доме также Сабантуй: одни уходят, приходят другие, третьи… У хозяев широкая душа, стол ломится от блюд…»
Сама Гульназ окончила медицинский колледж. Работает в отделении скорой помощи в Казани. Также прошла обучение по онкологии. Посменно работает на двух работах: в составе бригады скорой помощи и бригады паллиативной помощи онкологическим больным. «В мобильном автомобиле есть все, – рассказывает Гульназ. – Есть УЗИ-аппарат, созданы условия для откачивания жидкости из легких, одним словом, все для облегчения состояния больного. В состав бригады также входит и врач. Не приходится лишний раз возить больного в больницу». Эх, были бы такие возможности и у нас в Арске!
Родная мать Гульназ Дания ханум работала на стройке, отец Масхут был отличным мотористом. К сожалению, отца уже нет в живых. «Отец с больным сердцем попал в больницу, скончался от коронавируса…» – говорит она. Он умер в реанимационном отделении казанской больницы.
…Внезапно зазвонил телефон. Звонил Фердинат Фаттиев, родной брат свекра Фирдавеса. Пользуясь случаем, поинтересовались и его мнением. «Наша мама Фагилю сразу же полюбила, – сказал он. – Мы поддерживали родственные узы. Если мы приходили к ним, она с солнечной улыбкой встречала нас. Если у кого-то из нас бывал день рождения, она приходила со своей выпечкой, не ожидая приглашения. Когда у брата случился инсульт, она ухаживала за ним как за малым ребенком. Пережила немало горестей. Похоронила сына Азата, мужа. Спи спокойно, Фагиля, ты была очень хорошей, как для детей, так и для нас, соседей…»
«Она прижималась лицом к моей руке, а свою руку прикладывала к моему лицу, – с волнением произносит Гульназ. – Ты будешь жить, говорила я. Она и сама верила, что будет жить. Ей же был всего 71 год. Сердце. Скончалась в больнице…»
Румия Надршина