Обе трудолюбивые, обе старательные

27 января 2024 г., суббота

Насима Гарифуллина посвятила сфере культуры 49, Гульфия Магсумова – 35 лет жизни

За достигнутые успехи они удостоились почетного звания «Заслуженный работник культуры Республики Татарстан».

С обеими мы хорошо знакомы, обеих можно ставить в пример молодежи. Наверное, долгие годы в системе культуры могут работать только преданные своему делу работники, которые ко всему прочему любят людей, умеют находить с ними общий язык. Это говорят и наши героини. А награда – это заслуга за их труд.

Говорят, что я молода душой

 Насима Гарифуллина в 2017 году была награждена нагрудным знаком «За достижения в культуре», в 2020 году – медалью «100 лет образования ТАССР», в 2021 году – Благодарственным письмом Раиса Республики Татарстан Рустама Минниханова.

– Я начала работать в 1975 году, – сказала Насима Гарифуллина. – Родом я из деревни Ямаш Рыбнослободского района. В нашей семье было шестеро детей. Папа играл на гармони, на праздниках пел, мама тоже напевала, когда готовила еду. Один из братьев – гармонист, певец, мастер художественного слова, до пожилого возраста не спускался со сцены, младший брат долгие годы работал директором Дома культуры. Сама с детства была активной, участвовала в разных мероприятиях, проводимых не только в школе, но и в клубе. После окончания учебы с друзьями поехала в сельскохозяйственный техникум. Но желания учиться там не было. Хотела поступить в театральное училище, побоялась сочинения по русскому языку. Узнала о Елабужском культурно-просветительском училище. Взяла чемодан, надела платье, которое купила на выпускной, и на пароходе одна отправилась в Елабугу. Нашла это училище, успешно сдала экзамены. Было нелегко, но учиться там мне нравилось. В 1975 году приехала на работу в Арск. Меня определили в Новокинерский Дом культуры. Организаций тогда было много, я выявляла самодеятельных артистов, организовывала с ними вокально-инструментальные ансамбли, набирала хореографические коллективы.

Насима уже хотела вернуться в свой район, как в эти дни ее вызвал к себе тогда еще начальник отдела культуры Ринат Фазлиахметов. Он назначил ее методистом в районный Дом культуры. Здесь она с головой погрузилась в работу. Сама делала отчеты, составляла сценарии, вела агитбригаду, руководила театром.

– Тогда агитбриады не ограничивались только выступлениями. Выступали целый день. А вечером в клубе ставили концерт. Для этого придумывали частушки о каждом колхознике – кто не вышел на работу, кто выпил, – вспоминает она. – Потом познакомилась с Наилем. После замужества, чтобы было ближе ездить на работу, устроилась на фабрику национальной обуви.

– В 2000 году мне предложили должность директора Дома культуры. Сначала отказалась. Но Ринат Фазлиахметов (тогда он уже работал в администрации), начальник отдела культуры Наил Габдрахманов (я работала с 7 начальниками отдела) вызвали и назначили на должность директора. Меня даже спрашивать не стали. Районный Дом культуры требовал ремонта. Крыша протекала, в кабинетах не было электричества. Я написала акт с указанием всех недостатков, после этого у нас сделали капитальный ремонт. Из пяти лет работы три года прошли с ремонтом, износила два пальто, три пары обуви. Проходили творческие концерты коллективов колхозов, совхозов, организаций, КВНы. Работники культуры очень старались. Без них пришлось бы сложно, – говорила Насима ханум.

В 2005 году она стала руководить Домом культуры «Колос». Проводила праздники улиц, выявляла самодеятельных артистов, организовала ансамбль «Яшь йөрәкләр» («Молодые сердца»). К десятилетию ансамбля присвоили звание «народный». После закрытия Дома культуры «Колос» ее «сосватали» в клуб «Питомник». Ради ансамбля она согласилась. «Клуб был в плачевном состоянии. Стулья сломаны, никаких стендов. Мы с Наилем все привели в порядок. Наиль моя правая рука, мой советчик, помощник. По моей просьбе в клуб от заправки провели электричество. Проводили конкурсы среди домов, улиц. Работаем рука об руку с членами ансамбля «Яшь йөрәкләр», гармонистом Вилориком Зиятдиновым, художественным руководителем Гузель Минхаеровой. Участвуем в конкурсах. Ездим на фестивали, ярмарки, одерживаем победы, организовали помощь участникам специальной военной операции, – говорит Насима. Вот такой она неугомонный человек Насима Гарифуллина.

Отважная женщина

Уроженка Ашитбаша Гульфия трудовой путь начала в Казани на 22-м заводе. Вышла замуж за парня из Ташкичу. Работала в клубе в Кысне. Потом устроилась художественным руководителем в Ташкичинский Дом культуры.

– Ляля Камалиева была директором. Мы были с ней соседями. Пять лет работали вместе. После ее ухода осталась директором, – говорит она.

Гульфия – мастер на все руки. Кто еще среди женщин занимается кладкой печи. А Гульфия в этом деле мастер.

– Построили дом в Ташкичу. За кладку печи никто не берется. В Ашитбаше был печник, но к нему была очередь. Это были годы, когда проводили газ. На руках маленький ребенок, надо скорее завершить работу. Я неделю ходила за печником, а потом решила сама попробовать. Посмотрела печь у соседей и засучив рукава принялась за работу. Через неделю печь была готова. Так и пошло. «Мы согласны, даже если будешь класть две недели», – начали приглашать то одни, то другие. Ездила в Алан к подруге, и там выстроилась очередь. Съездила даже в Симет. Это были времена, когда зарплату задерживали, это занятие пришлось очень кстати. Я тогда ездила на машине «Копейка». На заработанные деньги купила «ВАЗ-2106», – рассказала она. – Вождению училась в ДОСААФе.

Тогда женщины редко ездили за рулем. В деревне был один единственный «ГАЗ-52». «Эх, если бы умела ездить. Мои родители не мучились бы ручной телегой», – думала я. Моя мечта сбылась. Научилась не только водить, но и ремонтировать.

Все свои мечты она воплощает в реальность. Во время учебы в девятом классе хотела научиться играть на гармони. Ее мать купила сыну гармонь за 25 рублей (тогда это были большие деньги). Когда матери не было дома, они захотели проверить, нет ли внутри человека. Помогала и Гульфия. Вместе они разобрали гармонь.

– После этого мама ругала, что больше нам не купит гармонь. А я очень хотела играть. Раньше в клубах выбрасывали списанные гармони. Один из односельчан забрал ее и сделал насест для кур. «Если хочешь научиться, возьми», – сказал он. Мне только этого и надо. Я почистила эту гармонь и начала учиться играть. Потом бабушка купила мне хромку. На это ушла вся ее пенсия за четыре месяца. Я очень обрадовалась. Гармонь мне начала сниться во снах. «Кажется, с ума сходит», – наверное, подумала она. Я быстро научилась играть. Когда училась в десятом классе, даже с гармонью провожала ребят в армию. В тот год проводили 12 ребят.

Умение играть на гармони пригодилось ей и в Доме культуры. Она играла, сельчане пели, танцевали. «Раньше в деревнях все собирались в клубе, словно там было медом намазано. Сами же высказывали идеи, сами же воплощали их в жизнь. Вместе с молодежью за Домом культуры разбили парк. Посадили около 100 саженцев, поливали их. Сейчас там проводим детский Сабантуй, летний лагерь. Какие только мероприятия не организовывали. «Если делаешь, делай на совесть, а не ради галочки», – говорила Ляля апа. Я всегда придерживалась ее совета. Мероприятия организовывала на высоком уровне. Все делала ради людей», – говорит Гульфия Магсумова. Пригодилось и образование, полученное в Елабужском культурно-просветительском училище. Говорит, что сейчас молодежь другая, с ними сложнее работать.

Гульфия ханум окончила медресе «Мухаммадия». В работе с молодежью и детьми умело применяет и религиозное образование. Сейчас она работает с такой же преданной своей профессии Танзилей Валиевой. С Рузалией Насибуллиной организовали фольклорный коллектив «Уммугульсум», с Танзилей ханум продолжают. Куда только они не ездили, в каких только конкурсах не участвовали. Приезжают с победой! Берут отпуск за свой счет и на своих машинах со членами ансамбля выходят в путь. Они проявляют активность и в организации помощи участникам специальной военной операции. Даже съездили в те края. Собираются поехать вновь. Наверное, такими и должны быть работники культуры.

 

Гульсина Закиева

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International