В Старом Кишите с Нургалием абый предались воспоминаниям, вспомнили пройденный им путь
По воспоминаниям Нургалия абый, которому недавно исполнилось 95 лет, можно было бы написать целую книгу.
– Нас в семье было шестеро детей, – начал он. – Моя сестра проживает в Республике Марий Эл, ей 97 лет. Звонит, справляется о делах. «Вы моложе меня, это вы должны звонить», – наставляет иногда.
Отца еще в начале войны забрали на фронт, в 1942 году он пропал без вести. С 12 лет пас стадо. Через некоторое время был направлен на учебу в ФЗО. В 1944 году начал работать на пороховом заводе в Казани. В армии с 1950 года. Четыре года служил в морской пехоте. Были очень тяжелые времена, еды не было, облагали налогом на мясо, молоко, надо было сдавать и сушеный картофель. Сами весной собирали в поле гнилой картофель...
По возвращении из армии назначили молотить зерно машиной под названием «сложная молотилка». Ее вращал трактор. Кто-то возит с поля снопы на лошадях, кто-то подает снопы, кто-то везет обмолоченную солому на скирду. Мне передавали зерно. Зима, снопы замерзали, зерно было ледяное. На лошади отвозили в Новый Мингер. Со мной ездили и девушки. Они привозили обмолоченную солому для топки печи.
– Рядом с вами же лес. Не могли привезти хотя бы ветки?
– Лесник сказал, что пристрелит того, кого увидит в лесу, – ответил он.
– Наверное, на одной из этих девушек и женился?
– Нет. Они разошлись кто-куда.
– На ком женился?
– Сказали, что в Новом Кырлае есть очень хорошая девушка. С Фахирой апа из Нового Кишита отправились туда. Там и познакомились. Фахира апа и будущий тесть поговорили на улице, мы в это время разговаривали с Тахлилей. Тахлиля росла с мачехой, ей было очень тяжело. У нас была баня, больше напоминавшая землянку, там и начали жить. Зимой нечем было топить песь, трое детей умерли. Потом построили этот дом, четвертого ребенка назвали Тимерхаком, чтобы он был долгожителем. Слава Аллаху, четверо детей выросли здоровыми. Только Тахлиля рано покинула нас. К счастью, дочь Надия с семьей живет в деревне.
Наша беседа продолжилась за чайным столом, накрытым Надией.
Оказывается, известный в районе борец Альберт Ситдиков – сын Надии и Рузаля Ситдиковых, внук Нургалия абый. Их сын Ислам в этом году также стал батыром в своей весовой категории.
– В 39 лет я лежал в больнице в Большой Атне, сломав ногу на лесоповале, – вспоминает Нургали абый. – Тахлиля пешком с Тимерхаком в коляске приходила ко мне из Старого Кишита до Атни. К 8 часам утра успевала и на колхозную работу.
Нургали абый вспомнил и 1950 год, когда населению впервые выдали ледяное зерно. На голодный желудок и оно пришлось кстати.
Нургалия абый поздравила заместитель главы района Эльвира Вафина, которая вручила ему Благодарственное письмо главы района Ильшата Нуриева. Ветеран очень обрадовался такому вниманию.
Ильяс Фаттахов