Ульмасбика апа осталась одна с трехлетним ребенком. Одна воспитала сына. Когда ему было девять лет, снова вышла замуж. Пришла в дом с тремя детьми-сиротами.
Удивительная женщина. Сама слушаю ее, а сама восхищаюсь. Наверное, в молодости она была очень красивая. Несмотря на возраст, она и сейчас не потеряла былой красоты.
– Я Ульмасбика Ибрагимовна Давлетбаева. Сначала хочу рассказать историю своего имени. Моя мама родила пятерых детей. Я четвертая. Юсуф, Габдулла умерли сразу после рождения, третий ребенок (тоже мальчик) в пять лет упал на горячую воду и тоже умер. После моего рождения бабушка по всей улице рассказывала: «Дочь назовем Ульмасбикой (в пер. – бессмертная), она будет долгожителем». После меня мама родила еще одного ребенка. Но он тоже умер. Вот так из пяти детей выжила я одна. При поступлении в техникум хотела поменять имя, но мама была против. «Пожалуйста, не меняй, живи», – сказала она.
Ульмасбика апа родилась в 1953 году в Ашабаше. После окончания восьмого класса поступила в Атнинский сельскохозяйственный техникум. Отец умер, когда девочке было 15 лет. Поэтому она не оставила мать одну. Вернулась в деревню. Работала заведующей фермой. Вышла замуж за уроженца Штыря, жили в Казани. Но счастливая жизнь длилась недолго, муж, оставив ее одну с трехлетним Рамилем, умер.
В 31 год она снова вышла замуж. Рамилю тогда было девять лет. Ее сосватали за агронома из Тюбяк-Чекурчи Раиса. Он тоже был вдовцом. У него было трое детей – две дочери девяти и семи лет и сын четырех лет.
– Они приехали просить моей руки. Я сначала была против. Потом согласилась. И маму забрала с собой. Она болела. Правда, прожила она после этого недолго. В 71 год умерла. До последних дней жизни была рядом со мной. И мне было легче привыкнуть, – говорит Ульмасбика апа. – Дети быстро привыкли ко мне. Старшие сразу стали называть мамой. Только младший не называл. Однажды он попросил сделать чай и положить кусок сахара, потом смешал и сказал: «Такой сладкий чай, мама» (после этих слов она, стараясь скрыть навернувшиеся слезы, повернулась в сторону). Мой сын Рамиль тоже сразу стал называть Раиса папой. Дети быстро нашли общий язык. Раис родом из Нижней Корсы. После женитьбы переехал в Тюбяк-Чекурчу. Потом мы переехали на станцию Арск. Дети выросли. Росли в труде. «Они как пчелы. Ни минуты не сидят без дела», – говорил наш сосед Шафигулла. Обзавелись семьями. Рамиль и Лейсан – учителя. Рамиль живет в Арске, Лейсан – в Казани. Еще одна дочь живет в Казани. Младший после армии обосновался в Москве. Каждый год приезжает на Сабантуй. Мы с Раисом живем вдвоем. Но дети не бросают. Приезжают по очереди, помогают. Лейсан все лето проводит у нас, дети приезжают на каникулы. А Рамиль всегда рядом, он наша правая рука. Скучать не приходится. Старший внук Динар очень отзывчивый.
Раис абый всю жизнь работал агрономом. Ульмасбика апа до выхода на заслуженный отдых была заведующей складом в системе мелиорации. Сейчас вместе хлопочут по дому: выращивают овощи, цветы, занимаются пчеловодством. В свое время держали и домашнюю птицу, и скот. В свободное время Ульмасбика апа занимается рукоделием, вяжет.
– Я была любимым ребенком родителей. Но в этом есть и свои недостатки. Ты растешь одна, без братьев и сестер. Поэтому я хотела, чтобы у меня было много родственников. В семье Раиса пять братьев и сестер. Дружат. И меня сразу приняли. Всеми секретами делюсь с ними. Даже на Раиса жалуюсь им, – говорит она. – Ни разу не пожалела, что во второй раз вышла замуж. Если бы у меня была еще одна жизнь, прожила бы ее точно так же. Муж не пил, всю работу делал сам. Даже дом Рамилю построил. После свадьбы он сразу поехал в свой дом. Две семьи жили единой целой.
Я затаив дыхание слушала Ульмасбику апа. У нее есть дар притягивания. Хотя и пожаловалась на здоровье, по глазам можно было прочитать, что она счастливая жена и мама.
Гульсина Зиннатова