26 июля выходцы «Деревни 26» (так называют деревню в народе) встретились на окраине леса. Эта традиция продолжается уже 20 лет
Со дня исчезновения «Деревни 26» (официальное название – поселок Красный Восток), со всех сторон окруженной лесом, прошло 50 лет. Но выходцы деревни не теряют связи между собой, каждый год в определенный день собираются на встречу.
Независимо от погодных условий. Без приглашения. Время и место проведения не меняются – 26 июля в «Деревне 26».
В этом году на встречу односельчан поехали и мы. По приглашению Альберта Князева, уроженца этой деревни (до 12 лет жил там), ныне проживающего с семьей на станции Арск.
– Нас в семье шестеро детей. Пять девочек, один мальчик. Пятеро из нас сегодня придут на встречу. Мы воспринимаем это, как должное. Некоторые люди редко возвращаются в свой отчий дом, в свою родную деревню. Я с Фидаилем Шаяхметовым 2-3 раза в год езжу на кладбище родной деревни. Там похоронены мои дедушка, трое братьев. Один из братьев утонул в 18 лет. Был в Сизе. Зашел в воду, чтобы спасти утопающих девушек, а сам не умел плавать. Девушек спас, сам утонул. Здесь прошло мое детство. Эта деревня мне очень близка, – сказал он. – Жители «Деревни 26» были дружны между собой. Эта дружба сохраняется до сих пор.
Это правда. Еще издалека вдоль леса можно было заметить машины. Народу было столько, сколько собирается на Сабантуй в маленьких деревнях. А люди все приезжали и приезжали. Одни готовили шашлыки, другие – общались, женщины накрывали на стол. Еду все привезли с собой. Нурислам Магсумзянов затянул гармонь.
– Каждый год мы теряем кого-то. Самое печальное, уходят молодые. Редеют наши ряды. Молодежь не очень заинтересована. В этом году приехали две молодые девушки, – сказал Альберт Князев. – Мы создали свою группу. Вон сколько народу собралось.
Было около 100 домохозяйств
Поселок Красный Восток, появился в годы войны. По рассказам старожилов известно, что он был образован для изготовления военных принадлежностей. После захвата немцами Донбасса возникли трудности с углем. По заготовке древесного угля по всей стране во многих местах были организованы леспромхозы. Один из них был расположен в 26-м квартале. «Мы с сестрой Раушанией Бадретдиновой собираем официальные документы. Однако информации об этом поселке практически нет. Только в одном источнике есть упоминание, что здесь был сильный шторм, во время которого умерли все местные лошади. Потом в деревню привезли здоровых рабочих лошадей. Хотя сами люди жили впроголодь, лошадей не оставляли голодными. Законы были суровые. За каждую лошадь пришлось бы отвечать. Они были основным транспортным средством. Ухаживали за ними человек по фамилии Соловьев и Хазиахмат абый. На лошадях возили дрова, уголь на станции Шемордан, Мендюш (в 12 километрах от деревни). Через лес». «Зимой, чтобы было легче тянуть, на дороге замораживали лед», – присоединилась Рания Яруллина.
Сначала переселенцы жили в землянках, шалашах. Их отправляли сельские советы. Затем построили бараки для проживания рабочих. Позже стали появляться дома. Было около 100 домохозяйств. Постепенно появились детский сад, клуб, пекарня, магазин, электростанция, пилорама, после войны – начальная школа. «Деревня 26» входила в состав Арского района, в деревню ездили через Сизу, Ташкич, Починок-Поник, Новое Ключище. До Нового Ключища от деревни 4, до Арска – 40 километров. Сейчас дороги в этом направлении уже нет. Поэтому ездят со стороны Балтасей через Нормабаш.
– Из нашей семьи здесь проживали три поколения. В 1941 году переехал дедушка. Затем два брата. Они работали на угольной базе. Древесный уголь получали, сжигая древесину в ямах. Здесь готовили высокосортный уголь для паровозов. В 1942 году дедушка перевез и семью. Маме было всего шесть лет. Здесь она выросла, вышла замуж. Когда мне было 12 лет, мы переехали. Начальная школа в деревне открылась только после вой-ны, до этого наши матери ездили учиться в Новое Ключище, – поделилась Раушания Бадретдинова.
Основная база была в Шемордане
– Почему многие переехали в Шемордан?
– Не только в Шемордан, но и в Балтасинский, Арский, Сабинский районы. А в Шемордане была основная база леспромхоза, – ответила она.
– А главная причина переезда – отсутствие работы. Детям не было возможности учиться. «Переехали ради вас, чтобы вы не остались без образования», – говорила мама. Они сначала жили в шалаше, потом на чердаке, а потом, когда хозяева выразили недовольство, переехали в свинарник Шестаковых. Отмыли его, построили печь и перезимовали там. Я тоже родился в этом сарае. Потом уже дали место в бараке, – присоединился Зуфар Ахметзянов.
Они с Нургаяном Хасановым оба 1947 года рождения. Односельчане знают Нургаяна абый как Миннехана, Зуфара абый как Минсура. Из-за родинок они поменяли имена. В 1966 году их семьи переехали в Шемордан, где проживают по настоящее время.
– Игрушек не было, мы выросли, играя с козленком, – сказал Нургаян абый.
– В 1951 году был ураган. Вода дошла до порога. Ураган даже перенес бабушку, которая пошла привязать теленка, на другое место. Вернулась только на следующий день. Подвал, в котором держали быков, затопило. Не забывается и то, как ходили красть репу. Но я не помню, чтобы кто-то ругался на улице, ходил пьяным. Жили дружно. После того, как провожали стадо, прямо на улице сепарировали молоко. Собиралась вся деревня. Никакое радио не нужно было. Узнавали все новости, – продолжил Зуфар абый.
Мы побывали и на кладбище. Приехавшие на встречу односельчане каждый год посещают его. В этом году их знакомый Амир, проживающий в Нормабаше, расчистил лесную дорогу, на машине «Газель» повез людей на кладбище. На машине Фидаиля Шаяхметова и мы последовали за ним.
Темный лес, заросли. Идешь по одной тропинке. Идти около трех километров. Вдоль дороги растет малина. Через три километра дошли до «Деревни 26».
Кладбище огорожено металлическим забором, всюду царит чистота. Такого порядка нет даже в кладбищах деревень, где живут люди.
Дороги нет, техники нет
– Во время очередной поездки с Масхутом (в прошлом году его не стало) заметили на кладбище стадо. Стало тяжело на душе. Собрали денег и вместе с другими односельчанами огородили кладбище деревянным забором. Но место болотистое, поэтому через четыре года забор сгнил. И следующий забор не был долговечен. Потом сделали из металла, – пояснил Фидаиль Шаяхметов. – Наши родители жили в тяжелых условиях. Работа в лесу нелегкая. В деревне жили и татары, и русские, и удмурты, и чуваши. Дороги нет, техники нет, тракторы, машины приезжают раз в неделю. Больше ходили пешком. Помню, как в день рождения комсомола нас возили в Арск принять в ряды комсомола. По дороге я упал, наверное, около 50 раз. Уже на поезде (это состав из трех вагонов) увидели, что мои локти и колени были в синяках. Обратно приехали на поезде, который был в десять часов вечера. Домой вернулись только к полуночи. В 11 часов свет выключают. Темно. В девятом, десятом классах возили на рубку леса. Отправляли на тракторе. Загружали на него дрова. Продя пешком 18 километров, ходили учиться в Балтасинскую школу. К возвращению и дома ждала работа. Больше заготавливали сено, дрова. Дрова, которую на ручной телеге таскали всю неделю, продавали за 15–20 рублей.
– Наверное, и огород был? Какие культуры выращивали?
– Раньше огурцы, помидоры, капусту не выращивали. Выращивали лук, картофель. Держали скот, гусей, – ответил Альберт Князев.
И змей не боялись
– Не боялись зверей?
– Все жили в лесу. Целыми днями слышались звуки топора, пилы, поэтому мы нам никогда не попадались волки, медведи. Говорили, что кто-то видел рыся. Но мы ничего не боялись. Было много змей. Но я не помню, чтобы они кого-то укусили, – сказал Фидаиль Шахметов. – Нападали клещи. Мы их вытаскивали и забывали о них. Так и жили. Потом работа в лесу закончилась, люди начали продавать дома и переезжать. Мы тоже продали дом за 1 тысячу рублей. Тогда за эти деньги в Сабинском районе нельзя было купить даже сарай.
– Жизнь была нелегкая? Все равно тоскуете?
– Тоскуем по молодости. Была и первая любовь. Все хранится в сердце приятными воспоминаниями, – сказал Нурислам Магсумзянов. – Собирал ветки, заготавливал сено, вязал по 600 веников для овец. Я учился в Арском педучилище. Вставал в два часа утра и шел 12 километров, чтобы успеть к утреннему поезду. Начальную школу окончил в деревне. До сих пор с тоской вспоминаю учителей Гульбику апа и Сафара абый. Потом учился в русской школе в Новом Ключище. После училища получил высшее образование и всю жизнь работал в системе образования.
Фирая Хакимова родом из деревни Учили. Ее отец из Средних Верезей. Сюда переехали в 1949 году. Тогда девочке было шесть лет. В семье пятеро детей, Фирая была младшей. Держали коров, телок. После окончания седьмого класса в Новом Ключище Фирая поступила в педучилище. Но бросила учебу. К тому времени семья уже обосновалась в поселке Тимофеевка Высокогорского района.
Не забудем родную деревню
– Учебу я все-таки продолжила. Окончила техникум в Удмуртии. Работала на руководящих должностях. Не отпустили и после выхода на заслуженный отдых. С мужем уехали на чужбину. Потом вернулись в Казань. С просьбой трудоустроить я пошла в Кремль. Кто еще так может? Одна воспитала сына. Он меня и привез сюда. Сейчас мне 81 год, – рассказала о себе Фирая Хакимова. – В детстве больше играла с мальчиками, поэтому выросла шустрой. Не спускалась со сцены. Брат гармонист, я пою. Ставили спектакли. Выезжали и по деревням. Меня назвали лучшей артисткой. И сейчас пою.
Рузиля приехала из Ташкента. Дорога не близкая, каждый год не приедешь. Когда собирается ехать в Татарстан, отпуск специально берет в это время. «Вот уже 54 года с семьей живем в Ташкенте. Все равно скучаю по родной деревне, по ее жителям», – сказала она.
Леспромхоз переехал в Арск. Люди начали переезжать из деревни. В 1974 году на месте деревни, где когда-то было около 100 домохозяйств, осталась лишь пустота. Правда, сохранились здания старых гаражей. Эти встречи придают силы, душевное успокоение. Ведь не зря говорят, что одна встреча – это целая жизнь. Идея встречи принадлежит Серафиме. Ее уже нет в живых. Ее мать очень скучала по этой деревне. В этом году на встречу приехала ее родственница Мария. Она выразила организаторам встречи благодарность. – Дай бог встречаться и в будущем, – обратился к односельчанам главный организатор и спонсор встречи Фидаиль Шаяхметов. – Не будем забывать родную деревню. – Дай бог встречаться и в будущем, – обратился к односельчанам главный организатор и спонсор встречи Фидаиль Шаяхметов. – Не будем забывать родную деревню.
Гульсина Закиева