Верхняя Корса – историческая деревня, ее слава распространена далеко за пределами района, и в этом огромная заслуга ее прославленных личностей и религиозных деятелей, старательных жителей
На прошлой неделе в Верхней Корсе открыли свои двери музей имени Габденнарсыра Курсави и библиотека.
На торжестве приняли участие заместитель Председателя Госсовета Татарстана, председатель Комиссии при Раисе РТ по сохранению татарского языка и языков народов РТ Марат Ахметов, глава района Ильшат Нуриев, уроженец Нижней Корсы, предприниматель Вадут Вафин, жители и гости села.
Проезжая мимо Верхней Корсы, мы всегда обращали внимание на это здание. В этот приезд его было не узнать. Нас встретило величественное здание из красного кирпича. В память о Габденнасыре Курсави установили мемориальный памятник, территория утопает в цветах. У красоты нет границ.
До начала торжественной части решили ознакомиться с музеем. Снаружи все блестит, а что же внутри? И изнутри все сделано в лучшем виде. Видно, что работали лучшие дизайнеры. На первый взгляд, все просто, но чувствуется вкус, эстетика. Такой музей для сельской местности – это большая честь.
Сотрудник историко-этнографического музея «Казан арты» Ленар Губайдуллин дал нам подробную информацию о Габденнарсыре Курсави. Он настоящий профессионал своего дела. Много знает, увлекательно рассказывает. Работники районного Дома культуры, сельские дети показали представления, связанные с Г.Курсави.
Габденнасыр Курсави (полное имя – Абуннасыр Габденнасыр ибн Ибрагим ибн Ярмухаммед ибн Иштиряк аль-Курсави) – татарский богослов, религиозный реформатор, мыслитель и просветитель, оставивший татарскому народу и тюркским народам в целом, мусульманам неоценимое наследие. Родился в селе Верхняя Корса Арского района. Годом рождения Г.Курсави указывается 1771–1772 или 1775–1776 годы.
Начальное образование будущий ученый получил у Мухаммадрахима ахуна в прославленном медресе, основанном Габдуллой Габдессаламовичем Утямышевым, в селе Мачкара, входившем в состав Малмыжского уезда (ныне Кукморский район). Курсави отличался пытливым умом и исключительной памятью, во многих вопросах не довольствовался поверхностными объяснениями учителя.
Старший брат Курсави Габделхалик занимался торговлей. По роду своей деятельности ему часто приходилось бывать в Бухаре, где он, подобно многим своим современникам, входит в круг общения с шейхом Нияз Кули Туркмени, посещает его собрания. Вероятно, брат со своей стороны также сыграл определенную роль в становлении взглядов юного Абу Насра. С завершением положенного срока сельского медресе для совершенствования познаний он отправляется в Бухару. В начале своего пребывания в Бухаре, подобно всем шакирдам, Курсави активно занимался изучением установленных программой многочисленных толкований, уделяя главное внимание каламу. Благодаря природной одаренности и упорству, он добивается поразительных результатов, за короткий срок намного опередив в познаниях как своих учителей, так и признанных бухарских авторитетов. Духовные искания, стремление к нравственному совершенствованию приводят его к шейху Нияз Кули Туркмени. Получив разрешение на наставничество, Курсави возвращается на родину, где при поддержке зятя и его сыновей (Губайдуллы, Мусы, Мухаммедзяна), он строит в деревне Корса медресе. Одновременно с преподаванием в последнем он становится имамом-хатибом.
В 1808 году Курсави возвращается в Бухару для того, чтобы начать распространять свои реформаторские взгляды, его не удовлетворяли порядки медресе, обучение в нем. В одной из своих книг он высказал критические замечания по данному вопросу, подвергнув резкой критике некоторых священников. Его мысли возбудили ненависть со стороны бухарских богословов. Он был вызван на собрание ученых для выяснения его богословских убеждений в присутствии эмира Хайдара бин Масума. Под угрозой смертной казни Курсави пришлось вернуться на родину, только так он мог избежать наказания. По возвращении на родину Курсави продолжил преподавание в медресе, где вел занятия по собственной программе, отличной от общепринятой. Тем не менее, давление на Курсави не ослабевало. Все же позже его противники одержали поражение в открытых спорах по вопросам шариата.
Весной 1812 года Г.Курсави вместе с братьями отправляется в хадж. Только увидеть священную землю ему так и не было суждено, в Стамбуле он неожиданно умирает в период эпидемии холеры. Курсави был похоронен на кладбище в Ускюдаре (бывшем греческом районе Стамбула – Скутари).
Курсави оставил более десяти сочинений. За исключением «Хафтияк тафсире», написанном на родном языке, все его работы написаны на арабском языке. Трактат ученого «Аль-иршад лил гыйбад» («Наставление людей на праведный путь») на арабском языке пользуется популярностью среди мусульман. В книге он раскрывает необходимость иджтихада, необходимости отказа от нововведений в исламе. Курсави считал, что именно невежество, имевшее место среди ученых из-за нерадения и пассивности в изучении Корана и Сунны, положило начало распространению нововведений. Путь к исправлению общества Курсави видел в их искоренении, возврате к Корану и Сунне.
Габденнасыр Курсави – татарский богослов, религиозный реформатор, мыслитель и просветитель. Во второй половине XIX века его рационалистские взгляды продолжили Шигабутдин Марджани, Каюм Насыри, Ризаэтдин Фахретдин, Габдулла Буби, Муса Бигиев. Труды известного ученого не теряют актуальности и сегодня.
–У нас интеллигентный, великий народ, прекрасная религия, красивый, выразительный язык. Чтобы сохранить свой язык, мы должны гордиться нашей историей, нашими просветителями. Ученики Габденнасыра Курсави Шигабутдин Марджани, Каюм Насыри называют своего учителя яркой звездой. В целях сохранения языка мы реализуем различные проекты, направленные на сохранение и развитие национальных традиций и обычаев. Такие великие личности, как Курсави, Марджани, Насыри, показывают нам прекрасный национальный пример, – выступил Марат Ахметов.
– Как оценивать жизнь человека? Кем был Курсави? Религиозный реформатор. Жизненный путь великой личности изучают до сих пор. Открытие музея – яркий тому пример, – отметил Ильшат Нуриев, выразив благодарность всем, кто внес вклад в ремонт здания, создание музея.
– Это здание опустело в 1984 году. С тех пор мы думали над тем, что бы здесь разместить. Обращались в различные инстанции, но безрезультатно. Были мысли и о разборе. И вот сегодня мы стоим у обновленного здания. Большое спасибо Марату Ахметову, Ильшату Нуриеву, Вадуту Вафину, спонсорам, сельчанам, – обратилась глава Среднекорсинского сельского поселения Рамзия Вафина. – Ремонт библиотеки взял на себя район, надеемся, что и фельдшерско-акушерский пункт, расположенный рядом, не останется в стороне.
– Работу мы начали в 2022 году, – сказал Вадут Вафин. – К концу прошлого года она уже была завершена. По различным причинам открытие переносилось. Но музей работал. Надо гордиться, что в сельской местности есть такой музей. Нашли могилы брата Курсави Габделхалика, их отца Ибрагима.
Гости были и в библиотеке. Все просто замечательно! Просторно, светло, красиво, со вкусом. Заведующей Лилие Вахитовой желаем успехов в работе и побольше читателей. Якуб хазрат Вахитов прочитал молитву.
Гульсина Закиева